четверг, 21 мая 2020 г.

Лекция на 25 мая 2020г. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения


Тема . Правовой режим земель сельскохозяйственного  назначения

1. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения.
2. Право собственности и иные права на земли сельскохозяйственного назначения.
3. Правовое регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения.
4. Управление в сфере использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения.

1. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения

Статья 77 Земельного Кодекса дает понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения, признавая таковыми земли, расположенные за пределами населенных пунктов и имеющие целевое назначение «использование для нужд сельского хозяйства».
В состав зон сельскохозяйственного использования входят наиболее продуктивные земли:
- зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и др.);
- зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения (см. п. п. 9, 10 ст. 35 ГрК).
Эта категория земель - важная составляющая земельного фонда страны.
Правовое регулирование таких земель осуществляется: нормами                          ЗК; ФЗ об обороте сельскохозяйственных земель; ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»; ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»; ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»; ФЗ от 29.12.2006 N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства и др.
Поскольку земельное законодательство находится в совместном ведении, то многие субъекты РФ принимают свои законы субъектах. Так, к примеру в Республике Дагестан приняты:
- Закон Республики Дагестан от 29.12.2003 № 45 «О земле»;
- Закон Республики Дагестан от 29.12.2003 № 46 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Республике Дагестан»;
- Закон Республики Дагестан от 09.10.1996 № 18 «О статусе земель отгонного животноводства в Республике Дагестан»;
- Закон Республики Дагестан от 15.12.1998 № 25 «О мелиорации земель»;
- Закон Республики Дагестан от 29.11.2007 № 58 «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Республике Дагестан».
- Постановление Правительства РД от 25.06.2014 № 288 «Об утверждении Порядка предоставления земельных участков из земель отгонного животноводства, рассмотрения ходатайств о строительстве жилья для работников организаций, осуществляющих деятельность в сфере отгонного животноводства, производственных построек капитального характера и закладке многолетних насаждений на землях отгонного животноводства»;
- Постановление Правительства РД от 24.04.2012 № 124 «Об установлении предельных максимальных цен работ по подготовке проекта межевания земельного участка или земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на территории Республики Дагестан»;
- Постановление Правительства РД от 27.12.2011 № 510 «Об утверждении удельных показателей кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения и результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения в Республике Дагестан» и.т. д.
Как правило, все земельные отношения, вытекающие из использования участков из земель сельскохозяйственного назначения, регулируются ФЗ об обороте сельскохозяйственных земель. Но в некоторых случаях этот Закон оставляет регулирование ряда вопросов оборота на усмотрение субъекта РФ, более осведомленного о состоянии земельного фонда в своем регионе (например, при установлении минимальных и максимальных размеров земельных участков и др.).
Не распространяется действие указанного Закона на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями и сооружениями. Режим использования этих земельных участков регулируется ст. ст. 83 - 86 ЗК РФ.
Так, в составах территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов, могут включаться зоны сельскохозяйственного использования, а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, развития объектов сельскохозяйственного назначения. Поскольку такой участок находится в пределах городской черты, черты поселка или сельского поселения, то он входит в состав земель поселений (см. ст. 83 ЗК), несмотря на то, что на земельном участке выращивается сельскохозяйственная продукция.                                       В сельскохозяйственных целях могут использоваться земельные участки на территории лесного фонда, в составе земель транспорта (например, садовые участки вдоль железной дороги). Эти земельные участки относятся к категории земель, на которых находятся.
В составе земель сельскохозяйственного назначения могут находиться водоемы и лесопосадки или участки, занятые хозяйственными постройками сельхозпредприятий, дорогами. На них распространяется правовой режим соответствующей категории земель. Основную часть земель сельскохозяйственного назначения составляют все же не исключения, а сельскохозяйственные угодья, на которых возделывается сельскохозяйственная продукция, являющаяся ценной, а отсюда и причина установления особого режима предоставления, изъятия, использования.
В п. 2 статьи 77 Земельного Кодекса дается перечень состава земель сельхозназначения. Сюда включаются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Такие земли могут быть в составе земель транспорта и земель лесного фонда.
В Республике Дагестан большая часть территории занята землями сельскохозяйственного назначения, на долю которых приходится 86,5%. В России площадь земель сельскохозяйственного назначения составляет 403, 2 млн га.

2. Право собственности и иные права на земли
 сельскохозяйственного назначения

Субъекты прав на земли сельскохозяйственного назначения

Зем­ли данной категории могут использоваться на праве собственности, праве пожизненного наследуемого владения земельным участком, праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участ­ком, праве аренды, праве ограниченного пользования чужим зе­мельным участком (сервитут), праве безвозмездного пользования земельным участком. Эти земли могут находиться в государственной, муниципальной и частной собственности.
В ст. 78 ЗК РФ перечислены лица, которые вправе использовать земли сельскохозяйственного назначения. Причем в отношении других категорий земель ЗК РФ не определяет круг субъектов, обладающих правом их использовать. На первый взгляд цель опреде­ления круга таких лиц — закрепить право на эти земли прежде все­го за теми лицами, которые действительно будут использовать их для занятия сельским хозяйством. Речь идет о гражданах, которые ведут крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; хозяй­ственных товариществах и обществах, производственных коопера­тивах, иных коммерческих организациях и др. Однако из содержа­ния этой статьи следует, что правами на земли сельскохозяйствен­ного назначения могут обладать любые юридические лица. Это обстоятельство не способствует решению задачи рационального использования и охраны данных земель. Большие площади сель­скохозяйственных угодий в настоящее время заброшены, не ис­пользуются, а их собственники озабочены только одной пробле­мой: как перевести эти земли в состав земель населенных пунктов и продать.
Между тем законодательство, которое действовало до принятия Земельного кодекса РФ 2001 г., ограничивало круг лиц, которые могли иметь права на земли сельскохозяйственного назначения. В первую очередь это ограничение касалось юридических лиц. Правами на земли сельскохозяйственного назначения могли обла­дать преимущественно сельскохозяйственные организации, что было совершенно обоснованно.
Ограничены права иностранных граждан и юридических лиц на земли сельскохозяйственного назначения. Статья 3 Федерального закона  «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не допускает возможности обладания этими лицами землями сель­скохозяйственного назначения на титуле собственности. Ино­странные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юри­дических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%, мо­гут обладать земельными участками из земель сельскохозяйствен­ною назначения только на праве аренды.

Объекты прав на земли сельскохозяйственного назначения

Объ­ектами таких прав являются земли сельскохозяйственного назна­чения как категория земель, земельные участки в составе данной категории земель или их части. Специфика использования земель сельскохозяйственного назначения обусловила необходимость за­конодательного определения минимальных и максимальных раз­меров земельных участков в составе земель этой категории.
Согласно ст. 4 Федерального закона «Об обороте земель сель­скохозяйственного назначения» минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного на­значения могут быть установлены законами субъектов РФ в соот­ветствии с требованиями земельного законодательства. По общему правилу не допускается образование земельного участка, который входит в состав искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель и размер которого меньше уста­новленного субъектами РФ минимального размера земельного участка для таких земель.
Максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципаль­ного района и могут находиться в собственности одного граждани­на и (или) одного юридического лица, устанавливается законом субъекта РФ равным не менее 10% общей площади сельскохозяй­ственных угодий, расположенных на указанной территории в мо­мент предоставления и (или) приобретения таких земельных уча­стков. Законодательное ограничение максимальной площади зе­мельного участка имеет целью предотвратить образование латифундий, сосредоточение в собственности одного лица боль­ших площадей сельхозугодий.





Земельная доля

Земельная доля - нетипичный объект права. Прямые указания о ней отсутствовали не только в ГК РСФСР 1964 года, но и в уже действовавшей первой части ГК РФ.
В пункте 4 Указа Президента РФ от 7 марта 1996 г. № 337 дается широкий перечень сделок с земельными долями: собственник земельной доли без согласия других участников долевой собственности вправе:
- передать земельную долю по наследству;
- использовать земельную долю (с выделением земельного участка в натуре) для ведения крестьянского (фермерского) и личного подсобного хозяйства;
- продать земельную долю;
- подарить земельную долю;
- обменять земельную долю на имущественный пай или земельную долю в другом хозяйстве;
- передать земельную долю (с выделением земельного участка в натуре) в аренду крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, гражданам для ведения личного подсобного хозяйства;
- передать земельную долю на условиях договора ренты и пожизненного содержания;
- внести земельную долю или право пользования этой долей в уставный капитал или паевой фонд сельскохозяйственной организации".
Земельная доля (пай) в качестве суррогата права собственности на землю использовалась как средство приватиза­ции земель сельскохозяйственного назначения в начале земельной реформы для упразднения колхозов и совхозов. Земельные и иму­щественные доли (паи) определялись в процессе реорганизации колхозов и государственных сельскохозяйственных предприятий.
Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» закрепляет определение понятия «земельная доля» (ст. 15). Земельная доля, права на которую возникли при привати­зации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу этого Закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Размеры зе­мельных долей определяются в виде простой правильной дроби, в гектарах или баллах.
Владение, пользование и распоряжение земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в доле­вой собственности более чем пяти лиц, осуществляются в соответ­ствии с решением участников долевой собственности, которое принимается на их общем собрании (ст. 14 Закона).
Для формирования оборота земель сельскохозяйственного назначения существенную роль также сыграли Постановление Правительства РФ от 1 февраля 1995 г. № 96 «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев» и Указ Президента РФ от 7 марта 1996 г. N 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю».




Права и обязанности лиц, использующих земли
сельскохозяйст­венного назначения

Особенности содержания прав и обязанностей лиц, которые используют земельные участки в составе данной ка­тегории земель, определяются принадлежностью земельного уча­стка к землям сельскохозяйственного назначения, конкретным це­левым назначением участка земли (вид сельскохозяйственных уго­дий или вид «несельскохозяйственных земель») в составе данной категории, а также в некоторых случаях нормами специальных за­конодательных актов.
В ст. 40 - 42 ЗК РФ закреплены права и обязанности лиц, кото­рые используют земельные участки. Нормы данных статей имеют общий характер, поэтому они применяются в отношении земель рассматриваемой категории с учетом специфики ее правового ре­жима.
Основные особенности содержания прав на земли сельскохо­зяйственного назначения заключаются в следующем.
Во-первых, именно на лиц, использующих эти земли, в первую очередь распространяются обязанности по охране земель как объ­екта природы, сформулированные в ст. 13 ЗК РФ и Федеральном законе «О государственном регулировании обеспечения плодоро­дия земель сельскохозяйственного назначения».
Во-вторых, согласно ст. 42 ЗК РФ земельные участки в составе земель сельскохозяйственного назначения должны использоваться в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием. Пункт 2 ст. 260 ГК РФ предусматривает, что пользование земель­ным участком, отнесенным к землям сельскохозяйственного на­значения, может осуществляться в пределах, определяемых его це­левым назначением. Это означает, что лицо, которое использует земли сельскохозяйственного назначения, не имеет права по сво­ему усмотрению перевести пашню в пастбище или залежь и т. д. и наоборот. Пашня должна использоваться только в качестве паш­ни, сенокос — в качестве сенокоса и т. п. На сельскохозяйствен­ных угодьях нельзя построить жилой дом или какое-либо иное зда­ние, строение и сооружение, на них нельзя выращивать лес, вы­рыть пруд и проч.

Прекращение прав на земли сельскохозяйственного назначения

Согласно ст. 5 Федерального закона «Об обороте земель сельско­хозяйственного назначения» в случае, если в собственности лица по основаниям, допускаемым законом, оказались земельный уча­сток из земель сельскохозяйственного назначения или доля в пра­ве общей собственности и это влечет нарушение требований ст. 3 (о правах иностранных граждан, юридических лиц и лиц без граж­данства на земли сельскохозяйственного назначения) или п. 2 ст. 4 названного Закона (о максимальном размере общей площади сельхозугодий, которые могут находиться в собственности), такие земельный участок (часть земельного участка) или доля должны быть отчуждены собственником.
В случае отчуждения таких земельных участков или долей субъ­екту РФ либо муниципальному образованию преимущественное право на заключение договора аренды этих земельных участков или выделенных в счет земельных долей земельных участков имеют лица, осуществляющие отчуждение этих земельных участков или земельных долей. Определен порядок такого отчуждения земель­ного участка.

Права на земли крестьянского (фермерского) хозяйства

Фе­деральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» в ст. 1 определяет крестьянское (фермерское) хозяйство как объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих произ­водственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохо­зяйственной продукции), основанную на их личном участии. Фер­мерское хозяйство может быть создано одним гражданином. Фермерское хозяйство ведет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Согласно ст. 257 ГК РФ и ст. 6 указанного Закона в состав иму­щества фермерского хозяйства могут входить земельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие соору­жения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйствен­ные и иные техника и оборудование, транспортные средства, ин­вентарь и другое необходимое для деятельности фермерского хо­зяйства имущество.
Важно отметить, что имущество (в том числе земельный уча­сток) фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве со­вместной собственности, если соглашением между ними не уста­новлено иное. Члены фермерского хозяйства сообща владеют и пользуются своим имуществом. Порядок владения и пользования имуществом определяется соглашением, заключенным между чле­нами фермерского хозяйства.
Особенностью правового режима земель крестьянских (фер­мерских) хозяйств является принцип неделимости земельного участка, закрепленный в ст. 258 ГК РФ. Согласно ст. 9 Федерального за­кона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» при выходе из фермерского хозяйства одного из его членов земельный участок и средства производства фермерского хозяйства разделу не подле­жат. В этом случае гражданин имеет право на денежную компенса­цию, соразмерную его доле в праве общей собственности на иму­щество. При прекращении фермерского хозяйства в связи с выхо­дом из него всех его членов имущество хозяйства подлежит разделу между его членами.

Личное подсобное хозяйство — это своеобразная форма производ­ства сельскохозяйственной продукции, имеющая характер лично­го потребления. Такого рода деятельность не рассматривается как предпринимательская и не облагается подоходным налогом. Веде­ние личного подсобного хозяйства не имеет в качестве основной цели извлечение прибыли. Доходы, получаемые от продажи про­дукции, используются для личного или семейного потребления.
В ст. 2 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» приводится определение личного подсобного хозяйства. Это форма непредпринимательской деятельности по производству и перера­ботке сельскохозяйственной продукции. Личное подсобное хозяй­ство ведется гражданином или гражданином и совместно прожи­вающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним веде­ние хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном или приоб­ретенном для данной цели.
Согласно ст. 3 данного Закона право на ведение личного под­собного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым зе­мельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения такого хозяйства. Следует особо отме­тить, что граждане вправе заниматься личным подсобным хозяйст­вом с момента государственной регистрации прав на земельный участок. При этом регистрации самого хозяйства не требуется.
В личном подсобном хозяйстве используются земельный уча­сток, жилой дом, производственные, бытовые и иные здания, строения и сооружения, в том числе теплицы, а также сельскохо­зяйственные животные, пчелы и птица, сельскохозяйственная тех­ника, инвентарь, оборудование, транспортные средства и иное имущество, принадлежащее на праве собственности или ином праве гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство.
Ведение личного подсобного хозяйства прекращается в случае прекращения прав на земельный участок.


Существуют две основные правовые формы ве­дения садоводства, огородничества и дачного хозяйства: коллек­тивная и индивидуальная. В рамках коллективной формы такой деятельности граждане могут создавать садоводческие, огородни­ческие и дачные некоммерческие товарищества, потребительские кооперативы либо некоммерческие партнерства (п. 1 ст. 4 Феде­рального закона «О садоводческих, огороднических и дачных не­коммерческих объединениях граждан»). В то же время законода­тельство допускает возможность вести садоводство или огородни­чество в индивидуальном порядке (ст. 8 указанного Закона).
Земельные участки для коллективного садоводства и огородни­чества состоят из земель общего пользования и земель членов неком­мерческих объединении. К землям общего пользования относятся земельные участки, занятые охранными зонами, дорогами, проез­дами, другими сооружениями и объектами общего пользования.
В законодательстве определен порядок использования и за­стройки территории садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения (ст. 32 указанного Закона). Ис­пользование и застройка территорий этих объединений осуществ­ляются на основе проектов организации и застройки территории не­коммерческого объединения. Разрабатываются такие проекты в соответствии с установленными земельным и градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки, сис­темой государственных градостроительных нормативов и правил.
Проект организации и застройки территории некоммерческого объединения составляется на основании ходатайства его правле­ния. Проект согласовывается с объединением, заказавшим данный проект, и утверждается в двухнедельный срок органом местного самоуправления, на территории которого выделен земельный уча­сток. Возведение строений и сооружений в некоммерческом объ­единении происходит в соответствии с проектом.
В законодательстве подробно определены земельные права и обязанности членов садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого   объединения.
Согласно ст. 18 Закона членами садоводческого, огородниче­ского и дачного некоммерческого товарищества (садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого партнерства) мо­гут быть граждане РФ, достигшие возраста 18 лет и имеющие зе­мельные участки в границах такого товарищества (партнерства). Членами садоводческого, огороднического и дачного потреби­тельского кооператива могут быть граждане РФ, достигшие воз­раста 16 лет и имеющие земельные участки в границах такого ко­оператива. Членами садоводческого, огороднического и дачного     некоммерческого объединения могут стать наследники членов садоводческого, огороднического и дачного     некоммерческого объединения,  в том числе малолетние и несовершеннолетние, а также лица, к которым перешли права на земельные участки в ре­зультате дарения или иных сделок с земельными участками.
Иностранные граждане и лица без гражданства могут стать чле­нами садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений. Права иностранных граждан и лиц без гражданства на садовые, огородные, дачные земельные участки определяются в соответствии с законодательством РФ.
Как предусмотрено в ст. 19 Федерального закона «О садоводче­ских, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», член садоводческого, огороднического и дачного неком­мерческого объединения имеет право самостоятельно хозяйство­вать на своем земельном участке в соответствии с его разрешенным использованием; осуществлять в соответствии с градостроительны­ми, строительными, экологическими, санитарно-гигиеническими, противопожарными и иными установленными требованиями (нор­мами, правилами и нормативами) строительство и перестройку жи­лого строения, хозяйственных строений и сооружений — на садо­вом земельном участке, некапитальных жилых строений, хозяйст­венных строений и сооружений — на огородном земельном участке; распоряжаться своим земельным участком и иным имуществом; и др.
Одновременно член садоводческого, огороднического, дачного некоммерческого объединения обязан нести бремя содержания зе­мельного участка и бремя ответственности за нарушение законо­дательства; использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием; не наносить ущерба земле как природному и хозяйственному объекту; со­блюдать агротехнические требования, установленные режимы, ог­раничения, обременения, сервитуты; и др.


Права на земельный участок сельскохозяйственных кооперативов

Вновь созданные сельскохозяйственные коммерческие организа­ции используют земли сельскохозяйственного назначения на пра­ве собственности и иных предусмотренных законодательством ти­тулах. К их числу относятся сельскохозяйственные кооперативы. Сельскохозяйственный кооператив — организация, созданная сель­скохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личные подсобные хозяйства гражданами на основе добровольно­го членства для совместной производственной или иной хозяйст­венной деятельности, основанной на объединении их имущест­венных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива. Сельскохозяйственный кооператив может быть создан в форме сельскохозяйственного производственного кооператива или сельскохозяйственного по­требительского кооператива. Порядок создания и деятельности та­ких кооперативов, их права на землю регулируются Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации».
Кооператив является юридическим лицом, и он вправе иметь в собственности, покупать или иным образом приобретать, прода­вать, закладывать и осуществлять другие вещные права на имуще­ство и земельные участки, в том числе переданные ему в виде пае­вого взноса в паевой фонд кооператива (ст. 6 указанного Закона). Паевой взнос — это имущественный взнос члена кооператива или ассоциированного члена кооператива в паевой фонд кооператива деньгами, земельными участками, земельными и имущественны­ми долями либо иным имуществом или имущественными права­ми, имеющими денежную оценку.
Статья 18 данного Закона определяет условия возврата пая вы­ходящему члену кооператива. Выходящему члену кооператива паевой взнос возвращается в порядке, установленном уставом. В соответствии с уставом кооператива либо в соответствии с реше­нием общего собрания членов кооператива и с согласия лица, вы­ходящего из кооператива, может быть предусмотрена выплата стоимости паевого взноса в натуральной форме в виде земельного участка или другого имущества кооператива.
Размер выдаваемого в счет пая земельного участка определяется пропорционально размерам земельных угодий кооператива исходя из размера паевого взноса выходящего члена кооператива и стоимости гектара земли, в соответствии с которой земельный участок или земельная доля были засчитаны в паевой взнос. Место нахож­дения земельного участка, выдаваемого выходящему члену коопе­ратива в счет его паевого взноса в соответствии с уставом коопера­тива или решением общего собрания членов кооператива, устанав­ливается решением правления кооператива.








3. Правовое регулирование оборота земель
сельскохозяйственного назначения

В статье 1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»                              от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ установлены принципы оборота земель сельскохозяйственного назначения:
1) сохранение целевого использования земельных участков;
2) установление максимального размера общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица;
3) преимущественное право субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципального образования на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже, за исключением случаев продажи с публичных торгов;
4) преимущественное право других участников долевой собственности на земельный участок, находящийся в долевой собственности, либо использующих этот земельный участок сельскохозяйственной организации или гражданина - члена крестьянского (фермерского) хозяйства на покупку доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения при возмездном отчуждении такой доли участником долевой собственности;
5) установление особенностей предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам, лицам без гражданства, а также юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более 50%.
При продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование имеют преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов.
Продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет. Срок для осуществления взаимных расчетов по таким сделкам не может быть более чем 90 дней.
В случае если субъект Российской Федерации или в соответствии с законом субъекта Российской Федерации муниципальное образование откажутся от покупки либо не уведомят в письменной форме продавца о намерении приобрести продаваемый земельный участок в течение 30 дней со дня поступления извещения, продавец в течение года вправе продать земельный участок третьему лицу по цене не ниже указанной в извещении цены.
В аренду могут быть переданы прошедшие государственный кадастровый учет земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельные участки, находящиеся в долевой собственности.
В случае передачи в аренду находящегося в долевой собственности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения договор аренды такого земельного участка заключается или с участниками долевой собственности, или с лицом, действующим на основании доверенностей, выданных ему участниками долевой собственности и удостоверенных должностным лицом органа местного самоуправления или удостоверенных нотариально.
Договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения может быть заключен на срок, не превышающий 49 лет.
Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).
Сельскохозяйственные угодья, предоставленные сельскохозяйственным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования, в соответствии со ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации могут предоставляться гражданам на праве общей собственности бесплатно в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленные религиозным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования, в соответствии со ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации могут предоставляться религиозным организациям в собственность бесплатно в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться религиозным организациям (объединениям), казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, гражданам для сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Особенности совершения сделок с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.
Земельная доля, полученная при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу настоящего Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
К сделкам, совершаемым с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, применяются правила Гражданского кодекса Российской Федерации. В случае если число участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения превышает пять, правила Гражданского кодекса Российской Федерации применяются с учетом особенностей, установленных Законом "Об обороте".
Без выделения земельного участка в счет земельной доли такой участник долевой собственности по своему усмотрению вправе завещать свою земельную долю, внести ее в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности, или передать свою земельную долю в доверительное управление либо продать или подарить ее другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину - члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Участник долевой собственности вправе распорядиться земельной долей по своему усмотрению иным образом только после выделения земельного участка в счет земельной доли.
Передача земельной доли в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности, в доверительное управление, завещание или выделение земельного участка в счет земельной доли осуществляются на основании документов, удостоверяющих право на земельную долю, без государственной регистрации возникшего в результате приватизации сельскохозяйственных угодий права на земельную долю.
В случае если участник долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения продает свою земельную долю без выделения земельного участка в счет своей земельной доли другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину - члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности, извещать других участников долевой собственности о намерении продать свою земельную долю не требуется.
Предусмотренные сделки с земельными долями могут осуществляться на основании доверенности, выданной участником долевой собственности другому участнику долевой собственности или иному лицу и удостоверенной должностным лицом органа местного самоуправления или удостоверенной нотариально.
Участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей для создания либо расширения личного подсобного хозяйства или крестьянского (фермерского) хозяйства, а также для передачи земельного участка в аренду или распоряжения им иным образом.
Местоположение земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, определяется участником долевой собственности в соответствии с решением общего собрания участников долевой собственности при утверждении местоположения части находящегося в долевой собственности земельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счет земельных долей.
Образование земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, осуществляется на основании этого решения общего собрания участников долевой собственности.
В случае если общее собрание участников долевой собственности не утвердило местоположение части находящегося в долевой собственности земельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счет земельных долей, участник долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме о своем намерении выделить земельный участок в счет своей земельной доли остальных участников долевой собственности или опубликовать сообщение в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, с указанием предполагаемого местоположения выделяемого в счет своей земельной доли земельного участка.
Размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на земельную долю. При этом участник долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить в счет своей земельной доли земельный участок, площадь которого больше или меньше площади, указанной в документах, удостоверяющих право на земельную долю, если увеличение или уменьшение площади образуемого земельного участка осуществляется в пределах кадастровой стоимости, установленной для сельскохозяйственных угодий, в границах которых образуется данный земельный участок.
В случае если в течение 30 дней со дня надлежащего уведомления участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения не поступят возражения относительно местоположения выделяемого в счет земельной доли земельного участка от участников долевой собственности, предложение о местоположении такого земельного участка считается согласованным. Данные возражения должны быть обоснованными.
Споры о местоположении выделяемого земельного участка разрешаются участниками долевой собственности с использованием согласительных процедур, порядок проведения которых устанавливается субъектом Российской Федерации.
В случае не достижения согласованного решения споры о местоположении выделяемого земельного участка рассматриваются в суде.
Земельные доли, собственники которых не распоряжались ими в течение трех и более лет с момента приобретения прав на земельную долю (невостребованные земельные доли), подлежат выделению в земельный участок, в состав которого в первую очередь включаются неиспользуемые земельные участки и земельные участки худшего качества с их оценкой по кадастровой стоимости.
Образование этого земельного участка осуществляется на основании соответствующего решения субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, на основании соответствующего решения муниципального образования.
Общее собрание участников долевой собственности вправе принять решение об определении местоположения части находящегося в долевой собственности земельного участка, площадь которой равна сумме площадей невостребованных земельных долей.
Сообщение о невостребованных земельных долях с указанием их собственников опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.
Субъект Российской Федерации, в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование вправе направить в суд заявление о признании права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на этот земельный участок.
Решение о порядке владения и пользования земельным участком, находящимся в долевой собственности, принимается общим собранием участников долевой собственности.
Участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения о проведении общего собрания участников долевой собственности не позднее чем за 30 дней до дня его проведения уведомляются в письменной форме (почтовые открытки, письма) и посредством размещения соответствующих объявлений на информационных щитах, расположенных на территории муниципального образования по месту нахождения земельного участка, находящегося в долевой собственности, или опубликования сообщения в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.
Общее собрание участников долевой собственности проводится по предложению сельскохозяйственной организации, использующей этот земельный участок, или по предложению участника долевой собственности на этот земельный участок. Орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться к сельскохозяйственной организации, использующей этот земельный участок, с предложением о созыве общего собрания участников долевой собственности на земельный участок.
Решением общего собрания участников долевой собственности определяются:
- условия передачи земельного участка, находящегося в долевой собственности, в аренду, уставный (складочный) капитал или доверительное управление;
- местоположение части находящегося в долевой собственности земельного участка, в границах которой в первоочередном порядке выделяются земельные участки в счет земельных долей;
- местоположение части находящегося в долевой собственности земельного участка, в границах которой находятся невостребованные земельные доли;
- местоположение части находящегося в долевой собственности земельного участка, в границах которой выделяются земельные участки в счет земельных долей для передачи таких земельных участков в аренду;
- местоположение части находящегося в долевой собственности земельного участка, в границах которой выделяются земельные участки в счет земельных долей для передачи таких земельных участков в уставный (складочный) капитал;
- местоположение части находящегося в долевой собственности земельного участка, в границах которой выделяются земельные участки в счет земельных долей для передачи таких земельных участков в доверительное управление.
Аренда, купля-продажа или другая сделка с земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности, совершается или участниками долевой собственности, или лицом, действующим на основании доверенностей, выданных ему участниками долевой собственности.
В случае если согласие участников долевой собственности на совершение указанной сделки не достигнуто, часть участников долевой собственности, выразивших несогласие с совершением указанной сделки, вправе выделить земельный участок (или земельные участки) в счет своих долей с соблюдением правил и распорядиться выделенным земельным участком по своему усмотрению.

4. Управление в сфере использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения

Перевод земель сельскохозяйственного назначения в иные катего­рии земель

Статья 7 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» содержит пере­чень оснований перевода сельскохозяйственных угодий в другую категорию земель. Такой перевод, как сказано в этом Законе, до­пускается в исключительных случаях. В действительности же по­добная практика стала обыденной, особенно вблизи крупных горо­дов, когда земли этой категории переводятся в состав земель насе­ленных пунктов для застройки.
Перевод допускается в случаях, которые связаны с консерваци­ей земель; созданием особо охраняемых природных территорий или отнесением земельных участков к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного на­значения; установлением или изменением черты населенных пунктов; размещением промышленных объектов на землях, када­стровая стоимость которых не превышает средний уровень кадаст­ровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуж­дами при отсутствии других вариантов размещения этих объектов, за некоторыми исключениями.
Перевод допускается, когда непригодные для ведения сельско­хозяйственного производства сельскохозяйственные угодья вклю­чаются в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса; когда возникает необходимость строительства до­рог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных со­оружений (линейных объектов) при наличии утвержденного в ус­тановленном порядке проекта рекультивации сельскохозяйствен­ных угодий, предоставляемых на период строительства линейных объектов.
Перевод может быть необходим в связи с выполнением между­народных обязательств Российской Федерации, обеспечением обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов; добычей по­лезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекуль­тивации земель; размещением объектов социального, коммуналь­но-бытового назначения, здравоохранения, образования при от­сутствии иных вариантов размещения этих объектов.
Перевод сельскохозяйственных угодий из земель сельскохозяй­ственного назначения, кадастровая стоимость которых на 50% и более превышает средний уровень кадастровой стоимости по му­ниципальному району (городскому округу), и особо ценных про­дуктивных сельскохозяйственных угодий в другую категорию по общему правилу не допускается, за некоторыми исключениями.

Предоставление земель сельскохозяйственного назначения

По­рядок предоставления земельных участков из состава данной кате­гории земель регулируется общими нормами ст. 81, 82 ЗК РФ, Фе­деральным законом                            «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», другими федеральными законами, а также законами субъектов РФ. Предварительное согласование места размещения объекта не проводится в случае предоставления земельного участ­ка для нужд сельскохозяйственного производства либо граждани­ну для ведения личного подсобного хозяйства (п. 11 ст. 30 ЗК РФ).
В соответствии со ст. 10 Федерального закона «Об обороте зе­мель сельскохозяйственного назначения» земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в госу­дарственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (кон­курсах, аукционах).
Передача в аренду находящихся в государственной или муни­ципальной собственности земельных участков осуществляется в порядке, установленном ст. 34 ЗК РФ, в случае, если имеется толь­ко одно заявление о передаче земельных участков в аренду, при ус­ловии предварительного и заблаговременного опубликования со­общения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъ­ектом РФ. Принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, если в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. Если подано два заявления и более, то земельные участки предоставля­ются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах). Организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) осуществляются в со­ответствии со ст. 38 3 КРФ.
Переданный в аренду гражданину или юридическому лицу зе­мельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта РФ, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при ус­ловии надлежащего использования этого земельного участка.
Решение о предоставлении земельного участка в собственность или об отказе в его предоставлении должно быть принято в тече­ние 30 дней со дня подачи арендатором заявления в письменной форме в исполнительный орган государственной власти субъек­та РФ или орган местного самоуправления.
Сельскохозяйственные угодья, предоставленные сельскохозяй­ственным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования, в соответствии со ст. 28 ЗК РФ могут предоставлять­ся гражданам на праве общей собственности бесплатно в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ. Перечень категорий граждан, имеющих право на получение земельной доли, и порядок определения размера земельной доли устанавливаются законом субъекта РФ.
Земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральны­ми законами и законами субъектов РФ.
Земли сельскохозяйственного назначения, предоставленные религиозным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования, могут передаваться этим организациям в собствен­ность бесплатно в случаях, предусмотренных законами субъек­тов РФ.
В целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, жи­вотноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в со­ставе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель (ст. 80 3К РФ).
Фонд перераспределения земель формируется за счет земель­ных участков из земель сельскохозяйственного назначения, посту­пающих в этот фонд при добровольном отказе от земельного участ­ка; если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из наследников не принял наследство, либо все наследники лишены завещателем наследства, либо наследник отказался от на­следства в пользу государства или отказался от наследства без ука­зания, в пользу кого он отказывается от наследства; при принуди­тельном изъятии земельного участка в случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами.

Предоставление земельных участков для ведения
крестьянского (фермерского) хозяйства

В настоящее время действует следующий порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения для организации крестьянских (фермерских) хозяйств. Лицо, желающее вести крестьянское хозяйство, может претендовать на земельный участок лишь в том случае, если оно удовлетворяет требованиям, установленным в ст. 3 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Право на создание фермерского хозяйства имеют дееспособные граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Членами фермерского хозяйства могут быть супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей. Дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяйства могут быть приняты в члены фермерского хозяйства по достижении ими 16 лет. Членами хозяйства могут быть также граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. Максимальное количество таких граждан не может превышать пяти человек.
Граждане, изъявившие желание создать фермерское хозяйство, заключают между собой соглашение. В случае создания фермерского хозяйства одним гражданином заключение соглашения не требуется.
Чтобы получить землю для организации крестьянского хозяйства следует соблюсти следующие условия. В соответствии со ст. 11 названного Закона для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления деятельности фермерского хозяйства, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, формируются в соответствии с земельным законодательством РФ. Статья 12 названного Закона предусматривает, что граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления. В заявлении должны быть указаны цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение), испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду), условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно), срок аренды земельных участков, обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства) и предполагаемое местоположение земельных участков. К заявлению прилагается соглашение о создании фермерского хозяйства.
Орган местного самоуправления на основании заявления или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение 14 дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия указанного решения.
Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности может быть оспорено в судебном порядке.
Минимальные размеры земельных участков не устанавливаются для фермерских хозяйств, основной деятельностью которых являются садоводство, овощеводство защищенного грунта, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее минимальных размеров земельных участков, установленных законами субъектов Федерации.
Статья 13 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" допускает возможность выдела земельного участка в счет земельной доли, возникшей в результате приватизации сельскохозяйственных угодий для создания фермерского хозяйства. Так, гражданин, являющийся участником общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, имеет право требовать выдела земельного участка в счет земельной доли, возникшей при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для создания или расширения фермерского хозяйства. Условия и порядок выдела земельного участка определяются в соответствии с Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

Предоставление земельных участков для личного подсобного хо­зяйства

В законодательстве определен порядок предоставления земельных участков для личного подсобного хозяйства. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях при условии наличия свободных участков (п. 3 ст. 3 Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве").
Особенность правового режима земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства заключается в том, что для ведения хозяйства могут использоваться земельный участок в черте поселений (приусадебный земельный участок) и земельный участок за чертой поселений (полевой земельный участок).
Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Полевой земельный участок должен использоваться исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством. Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается законом субъекта РФ. Часть земельных участков, площадь которых превышает указанный максимальный размер, должна быть отчуждена гражданами, у которых находятся эти земельные участки, в течение года со дня возникновения прав на эти земельные участки, либо в этот срок должна быть осуществлена государственная регистрация указанных граждан в качестве индивидуальных предпринимателей или государственная регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства.

Предоставление земельных участков для садоводческих,
огород­нических и дачных некоммерческих организаций

ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» достаточно подробно регламентирует вопросы предоставления земли таким объединениям - в той мере, в какой он не противоречит ЗК и другому новейшему законодательству.
Обязанность обеспечивать граждан земельными участками для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства лежит на органах местного самоуправления. Они определяют потребность в земельных участках для создания соответствующих объединений путем приема заявлений от граждан и составления списков желающих участвовать в таких объединениях. Гражданину может быть отказано в предоставлении садового, огородного или дачного участка, только если он уже получал бесплатно участок под указанные цели и совершил сделку по его отчуждению (продал, подарил) или если он имеет такой участок (на любом праве) и предоставление еще одного участка приведет к превышению установленных предельных норм предоставления земельных участков.
Предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов. Участки могут предоставляться за плату или бесплатно - это определяется федеральными законами и законами субъектов РФ, однако земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, подлежат передаче в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в любом случае бесплатно.



Комментариев нет:

Отправить комментарий