четверг, 22 сентября 2022 г.

ЛЕКЦИЯ 1. ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА

 

ЛЕКЦИЯ 1. ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА

 

1. Понятие, предмет и метод земельного права. Особенности земельных отношений

2. Принципы земельного права.

3. Соотношение земельного права с иными отраслями российского права.

4. Система земельного права.

 

1. Понятие, предмет и метод земельного права. Особенности земельных отношений

Земельное право — самостоятельная отрасль российского права. Оно регулирует особую сферу общественных отношений, возникающих по  поводу использования и охраны земли.

В действующем законодательстве не раскрывается содержание понятия «земля». Понятие «земля» в зависимости от контекста используется во многих смыслах: как планета, как суша, как почва - верхний слой земной поверхности, пригодный для жизни растений, как экономическая категория - общее средство труда и основное средство производства в сельском хозяйстве, как территория.

Земля – основа жизни и деятельности человеческого общества. Она является главным объектом хозяйственной деятельности. Земля является местом обитания животного мира. Земля – один из важнейших компонентов окружающей природной среды (природный объект). Земля относится к числу неуничтожимых природных объектов. Можно уничтожить плодородный почвенный слой, покрывающий землю, но землю уничтожить нельзя. В связи с этим земля, являющаяся местом существования человеческого общества, обладает признаком незаменимости.

Земля не обладает свойством возобновляемости, ее естественное плодородие может быть восстановлено только при применении специальных методов. При правильной, научно обоснованной обработке почва обладает уникальным свойством увеличивать свою продуктивность.

Очень важным обстоятельством является то, что земля ограничена в пространстве. Человеческое общество существует на определенной территории, очерченной границами государства.

Земля как объект общественных отношений, даже в случаях, когда к ней прикладывается человеческий труд, продолжает оставаться природным объектом. Земля - важнейшее условие существования человеческого общества. Земля обладает ценностью, которая отличает ее от любого другого материального объекта, она является местом обитания всех предшествовавших и будущих человеческих поколений, она ограничена в пространстве и является базисом для размещения производительных сил.

Таким образом, в жизни современного государства и общества земля имеет важное значение:

-             как основа жизнедеятельности народов, как природный ресурс,

-             как предел суверенитета государства,

-             как территориальный базис,

-             как средство производства,

-             как составная часть единой глобальной экологической системы и

-             как элемент рыночных товарно-денежных отношений.

Таким образом, предметом земельного права являются общественные отношения по поводу обеспечения рационального использования и охраны земель в Российской Федерации.

Традиционно земельное право рассматривается в разных аспектах: как отрасль права, отрасль законодательства, как наука и учебная дисциплина.

Земельное право как отрасль представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные земельные отношения. В юридической науке в качестве оснований для разграничения норм права по отдельным самостоятельным отраслям признаются следующие критерии: особый предмет правового регулирования; специфика метода правового регулирования; кодифицированные источники правового регулирования и объективная заинтересованность общества в выделении соответствующей отрасли права в качестве самостоятельной.

Главным критерием обычно считается наличие специального, особого предмета правового регулирования. Земельное право имеет собственный предмет регулирования — общественные земельные отношения. При этом следует иметь в виду, что земельные отношения регулируются нормами не только земельного права, но и административного, финансового, гражданского права и других отраслей. Тем не менее, общественные отношения не перестают быть земельными отношениями, их природа и характер не меняются.

Итак, земельное право является отраслью российского права, представляющей собой систему правовых норм, регулирующих земельные отношения в целях обеспечения рационального использования земель и их охраны, защиты прав граждан и юридических лиц на землю и соблюдения установленного правопорядка в области земельных отношений.

Земельное право как наука — представляет собой систему знаний, теоретических положений в области земельного права, и является составной частью системы юридических наук. Земельное право как наука выявляет проблемы, противоречия, пробелы и тенденции в регулировании земельных отношений, разрабатывает меры по совершенствованию действующего законодательства и научные основы его классификации и систематизации;

исследует закономерности развития действующего российского законодательства и законодательство досоветского периода;

проводит сравнительный анализ правового регулирования  земельных отношений и выявление тенденций развития его в зарубежном законодательстве, выявляет пробелы в правовом регулировании, тенденции развития законодательства, имеющиеся противоречия в системе правового регулирования.

Земельное право как учебная дисциплина. В качестве учебной дисциплины земельное право представляет собой изложение по определенной системе основных положений науки земельного права. Содержание курса земельного права, а также его наименование неоднократно изменялись. Так, в 1929 г. в связи с началом коллективизации сельского хозяйства вместо курса земельного права началось преподавание курса земельно-колхозного права. Через десять лет преподавание курсов земельного и колхозного права было разделено. В конце 60-х гг. началось преподавание курса земельного права в «широком смысле», т.е. объединяющем все отрасли законодательства о природных ресурсах, а с 1984 г. был введен общий курс «Природно-ресурсовое право и правовая охрана окружающей среды.

  Земельные отношения по своему содержанию не ограничиваются только сферой использования и охраны земель, охватывая более широкий спектр жизни и деятельности людей. Их основу образуют отношения собственности на землю, земельный участок, часть земельного участка (по владению, пользованию и распоряжению).

Реализация земельных отношений часто бывает связана с возникновением и реализацией отношений по поводу использования иных природных ресурсов (объектов), объектов недвижимости, особо охраняемой территорий, а также по поводу охраны окружающей среды - поскольку земля сама является ценным природным объектом. В связи с этим ст.3 Земельного кодекса РФ определяет, что подобного рода отношения (по поводу использования недр лесов, водного фонда и др.) регулируются иным, нежели земельным законодательством.

Как правило, эти нормы, регулирующие использование определенной категории земель, правовой режим которой подчинен правовому режиму конкретного природного ресурса или объекта. Так, отношения по поводу использования и охраны лесного фонда регулируются кроме Земельного еще и Лесным кодексом, отношения по поводу земель водного фонда - соответственно Водным кодексом и т.д.

Таким образом, при вступлении в те или иные отношения всегда следует иметь в виду, что урегулированы они, могут быть не только непосредственно земельными нормативными актами, но и нормативными актами иных отраслей российского законодательства.

Принятие специального Закона "О землеустройстве", равно как и подробная регламентация порядка предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в Земельном кодексе (ст.30, 32) позволяют сделать вывод о том, что при регулировании земельных отношений особое внимание стало уделяться юридической процедуре перераспределения земель, изъятия и предоставления земельных участков, организации и планировке (зонированию) земельной территории, межеванию объектов землеустройства, составлению карт объектов землеустройства. Данные виды отношений выходят за традиционные рамки материальных норм земельного права и относятся к земельно-процессуальным.

При таком подходе следует полагать, что круг земельных отношений определяется в Кодексе через содержание его статей в соответствии с принципом разграничения норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель.

Так, например положение ст.3 Земельного кодекса по поводу регулирования имущественных отношений в рамках отношений земельных нормами гражданского законодательства непосредственно связано с указанием ст.129 ГК РФ на то, что земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Статья 3 Земельного кодекса не только определяет отношения, регулируемые земельным законодательством. Она разграничивает также смежные предметы правового регулирования. Кодекс устанавливает следующие правила:

-             к отношениям по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов РФ применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов РФ, специальные федеральные законы;

-             к земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством;

-             имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами

Методом земельного права является совокупность юридических приемов и способов воздействия на участников земельно-имущественных отношений.

В прошлом, в советском земельном законодательстве преобладал метод административного регулирования земельных правоотношений. С провозглашением конституционного принципа допустимости многообразия форм собственности на природные ресурсы в земельном законодательстве все шире утверждается договорный метод определения земельных прав и обязанностей обладателей земельных участков.

Методы земельного права, с помощью которых регулируются земельные правоотношения в Российской Федерации, представлены двумя вариантами - это императивный метод (метод власти и подчинения) и диспозитивный метод (метод дозволения).

Императивный метод — проявляется в том, что на субъекты земельных отношений можно воздействовать посредством обязательных предписаний и запретов. Он применим в сфере государственного управления земельным фондом, перераспределения земельных участков, контроля за их использованием и охрана, ведения мониторинга земель и т. д.

Диспозитивный метод — предполагает установление пределов поведения субъектов земельных отношений, разрешение самостоятельно реализовывать свои права в установленных законодательством пределах. Он используется для регулирования взаимоотношений между равными участниками земельных отношений, которым предоставляется свобода (собственное усмотрение) в реализации ими своих целей и задач. Например, собственник земельного участка вправе его продать, подарить, обменять, передать по наследству или иным образом определить его юридическую судьбу.

Особенность правового регулирования земельных правоотношений заключается в сочетании императивного и диспозитивного методов. Ведущим способом правового регулирования является императивный, так как обязанности занимают значительный удельный вес в содержании земельно-правовых норм, но под воздействием экономических и политических факторов происходит усиление диспозитивных начал.

 

2. Принципы земельного права.

 

В основе правового регулирования земельных отношений лежат определенные начала, принципы, которые отражают характер и тенденции развития всего земельного права.

Современная наука земельного права под принципами земельного права понимает основополагающие начала, на которых базируется правовое регулирование земельных отношений.

В теории права принято деление правовых принципов по сфере (масштабу) действия на общеправовые, межотраслевые и отраслевые.

Общеправовые принципы, действие которых в том числе распространяется и на земельные отношения, закреплены к Конституции РФ. Необходимо выделить следующие конституционные положения, которые являются основой развития земельных отношений:

- конституционные положения, устанавливающие основы правового режима земли как природного объекта и природного ресурса (ч. 1, 2 ст. 9 и ч. 2 ст. 8 Конституции РФ);

- конституционные положения, устанавливающие право граждан на землю (ч. 1, 2 ст. 36, ч. ч. 1, 3, 4 ст. 35);

- конституционные положения, устанавливающие предметы ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере регулирования земельных отношений (п. "д" ст. 71, п. п. "в", "д", "к" ч. 1 ст. 72, ч. 2, 5 ст. 76, п. "г" ч. 1 ст. 114  Конституции РФ).

Межотраслевые принципы распространяют свое действие на две и более отрасли права, преимущественно смежные. Земельное право сочетает в себе публично-правовые и частноправовые начала и наиболее тесно соприкасается с гражданским и административным правом. В связи с этим следует выделить две наиболее существенные группы межотраслевых принципов:

- принципы, определяющие основы землепользования;

- принципы, определяющие основы управления и охраны земель.

Отраслевые принципы являются базисом при регулировании исключительно земельных отношений. На основе отраслевых принципов создаются и реализуются правовые нормы только земельного права.

В современном земельном праве  правовые принципы сформулированы конкретно и четко. Однако их перечень не является исчерпывающим. Статья первая Земельного кодекса (далее - ЗК РФ) формулирует следующие основные принципы:

1. Учет значения земли как основы жизни и деятельности человека.

Согласно указанному принципу регулирование земельных отношений осуществляется исходя из представлений о земле:

- как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории РФ;

- одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.

Значение основы жизни и деятельности российского общества придает земле и другим природным ресурсам Конституция Российской Федерации (ст. 9).

Поэтому ЗК РФ и иные нормативные акты, устанавливая нормы и требования рационального использования и охраны земли, учитывают ее особенности как природного объекта, составной части природы, природного ресурса.

Предусматривая общие для всех обладателей земли (собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов) права и обязанности по использованию земельных участков, ЗК РФ формулирует соответствующие статьи таким образом, чтобы в их содержании присутствовали нормы о соблюдении экологических, строительных, санитарно-гигиенических и иных специальных требований (пп. 3 п. 1 ст. 40 ЗК РФ), чтобы использование земель любой категории осуществлялось способами, которые не должны наносить вред окружающей среде (п. 1 ст. 42 ЗК РФ), чтобы проводились целенаправленные мероприятия по охране земель как природного объекта (п. 4 ст. 42 ЗК РФ).

2. Приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества.

Принцип земельного законодательства приоритет охраны земли, законодатель имеет в виду необходимое ограничение хозяйственной свободы собственников земельных участков в целях охраны окружающей среды. Это означает, что каждый обладатель земли (собственник, землепользователь, землевладелец, арендатор), организуя свою хозяйственную деятельность на земле, должен, прежде всего, предусмотреть конкретные эффективные меры по ее охране.

3. Приоритет охраны жизни и здоровья человека.

Если соблюдение первых двух принципов содействует охране жизни и здоровья людей, то третий принцип указывает на необходимость принятия таких специальных решений и выполнения таких мероприятий, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека и предупредить негативное воздействие на его здоровье при использовании земли.

Данный правовой принцип отражает в земельном законодательстве конституционные принципы охраны и защиты жизни и здоровья людей Реализация данного принципа обеспечивается нормативными правовыми актами как земельного законодательства, так и других отраслей права.

4. Участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю.

Согласно данному принципу граждане РФ, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, которые могут в дальнейшем оказать воздействие на состояние земель.

В соответствии с этим принципом гражданам и общественным организациям предоставляется право принимать участие в разработке актов, затрагивающих их интересы в отношении принадлежащих им земельных участков. Органы государственной власти и органам местного самоуправления обязаны обеспечивать возможность участия населения в подготовке и принятии таких актов.

Примером реализации данного принципа предусматривает возможность установления публичного сервитута с учетом результатов публичных слушаний (пункт 2 ст. 23 ЗК РФ). Также дополнительной гарантией реализации данного принципа является право граждан и общественных организаций на осуществление общественного земельного контроля за соблюдением установленного порядка подготовки и принятия органами власти решений, затрагивающих их права и законные интересы.

5. Единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. Согласно данному принципу все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Исходя из вышеуказанного принципа земельный участок фактически объединяется в одну сложную вещь (земельно-имущественный комплекс) с другими объектами недвижимости, которые прочно связаны с земельным участком. Тем самым устанавливается, что в таком качестве эти объекты, составляющие единый земельно-имущественный комплекс, и должны участвовать в гражданском обороте.

6. Приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий.

Реализация данного принципа заключается в том, что изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель, особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается.

7. Платность использования земли.

Любое использование земли в России осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

8. Деление земель по целевому назначению на категории и дифференцированный подход к установлению правового режима земель.

Правовой режим земель в России определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Принадлежность земель к той или иной категории предопределяет основное их целевое назначение и соответствующий правовой режим использования (с учетом зонирования и разрешенного использования). При определении правового режима земель должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы.

9. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований.

Несмотря на отмену с 1 июля 2006 г. Федерального закона от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", который специально регулировал процедуру отнесения земельных участков к федеральной, региональной и муниципальной собственности, необходимость разграничения сохранилась.

10. Сочетание интересов общества и законных интересов граждан.

Данный принцип предусматривает, что регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. Рассматриваемый принцип является межотраслевым и обеспечивает баланс публичных и частных интересов, который реализуется в нормах земельного, экологического и иных отраслей права.

Примером реализации данного принципа является установление в земельном законодательстве процедуры принудительного отчуждения (изъятия) земельного участка для государственных или муниципальных нужд, а также ограничения прав собственников земельных участков путем установления публичных сервитутов.

11. Разграничение действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель.

В пункте 3 ст. 3 ЗК РФ установлен приоритет земельного законодательства перед гражданским при регулировании имущественных отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними. Таким образом, суть разграничения состоит в том, что гражданское законодательство содержит общие нормы регулирования имущественных земельных отношений, а земельное - специальные. Поэтому если конкретное земельное правоотношение урегулировано специальной нормой, содержащейся в ЗК РФ или другом земельном правовом акте, то общая норма гражданского законодательства РФ не применяется.

 

4. Соотношение земельного права с иными отраслями российского права.

Место земельного права в системе российского права определяется ролью и значением правового регулирования земельных отношений, составляющих предмет данной отрасли права. Земельное право взаимодействует со всеми отраслями права, составляющими в целом систему российского права. Прежде всего, следует отметить особую связь земельного права с конституционным правом, которому принадлежит ведущая роль в системе нашего права. Принятие 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации явилось толчком для развития и обновления земельного законодательства, науки земельного права.

Важнейшее значение для земельного права имеет ст. 9 Конституции РФ, закрепившая принцип приоритета публичных интересов в сфере регулирования земельных отношений и отношений по поводу использования и охраны иных объектов природы, а также формы собственности на эти объекты. Так, земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Большое значение имеют нормы ст. ст 35, 36 Конституции РФ, предусматривающие принцип охраны права частной собственности , закрепившее право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю. Статья 72 (п. «к») Конституции РФ отнесла земельное законодательство к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, что имеет важное значение для развития всей системы законодательства о земле.

Земельное право тесно связано с административным правом. Связь земельного и административного права выражается в первую очередь в применении одинаковых методов регулирования — императивных. Однако принципиальные различия между этими отраслями выражаются в предметах их правового регулирования. Часто административно-правовые акты служат основанием возникновения, изменения или прекращения земельных отношений. Например, административно-правовые акты, касающиеся установления городской или поселковой черты, являются предпосылкой для отнесения соответствующих земель к категории земель населенных пунктов и изменения в связи с этим их правового режима.

Признание земли недвижимым имуществом и вовлечение ее в гражданский оборот привело к необходимости разграничения сфер применения земельного права и гражданского права. Речь идет о земельных отношениях, основанных на началах равенства, т.е., прежде всего это относится к регулированию права собственности на землю. Особенности земли как объекта правового регулирования определяют содержание различий методов и принципов правового регулирования, применяемых в гражданском и земельном праве.

Гражданское законодательство закрепляет принципы недопустимости вмешательства в частные дела, неограниченности находящегося в собственности имущества, свободы распоряжения собственностью. Часть 1 ст. 1 ГК предусматривает, что гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

         В основе регулирования земельных отношений находится принцип приоритета публичных интересов в сфере регулирования земельных отношений (ст.9 Конституции РФ). Статья 36 Конституции, рассматривая в контексте со ст. 9, предусматривает элементы публично-правового характера регулирования отношений по поводу земли, устанавливая пределы  осуществления права собственности на землю (не наносить ущерба окружающей среде, не нарушать права и законные интересы иных лиц).

Земельное право исходит из наличия у субъекта права собственности на землю не только права, но и обязанности использовать землю в соответствии с ее целевым назначением (ст. 42 ЗК). Ограниченность земли в пространстве предполагает применение таких принципов, как нормирование площадей земельных участков, которые могут находиться в собственности, а также в пользовании. Экологические и социальные интересы общества вызывают потребность в государственном контроле (надзоре) за использованием и охраной земель.

Таким образом, в основе гражданского и земельного права лежат различные принципы. Гражданское право основано на обеспечении свободы имущественных прав субъектов, а земельное право — на обеспечении рационального использования и охраны земель как основы жизни и деятельности людей.

Необходимо также заметить, что согласно ч. 3 ст. 36 Конституции РФ условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. Согласно п. «к» ст. 72 Конституции РФ земельное законодательство отнесено к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. В то же время гражданское законодательство (п. «о» ст. 71 Конституции) — предмет исключительного ведения Российской Федерации.

Принимая во внимание то обстоятельство, что земельные отношения являются по характеру имущественными отношениями, соотношение земельного и гражданского права в сфере регулирования права собственности и иных вещных прав на землю заключается в следующем. Прерогатива гражданского права — регулирование принципиально общих вопросов права собственности и иных прав на землю. В земельном праве отражается специфика регулирования этих вопросов, обусловленная публичными, а не частными интересами.

Земельное право теснейшим образом связано с природоресурсовым правом и экологическим правом (правом окружающей среды). Эта взаимосвязь определяется единством природы, ролью и значением земли как одного из важнейших компонентов окружающей среды.

Связь норм земельного права с нормами природоресурсового права, включающего в себя горное, водное, лесное, фаунистическое право, заключается в том, что использование природных ресурсов невозможно без использования земли. Земля — пространственный базис для эксплуатации всех природных ресурсов. Рациональное использование природных ресурсов должно осуществляться с учетом их взаимосвязи, влияния друг на друга.

Однако законодательство о природных ресурсах развивается по пути дифференцированного правового регулирования использования и охраны различных ресурсов природы. Поэтому земельное право регулирует земельные отношения, а иные отрасли соответственно: горные, водные, лесные и другие отношения. Вместе с тем общие закономерности развития природной среды и взаимосвязь природных ресурсов ведет к тому, что природоресурсовое право учитывает не только различия, но и теснейшую взаимосвязь всей окружающей среды.

Учет специфики правового регулирования использования и охраны отдельных природных ресурсов выражен в раздельной кодификации земельного, горного, водного и лесного законодательства. Однако в законодательстве о природных ресурсах предусматриваются специальные нормы, учитывающие взаимосвязь природных ресурсов, решаются вопросы предотвращения неблагоприятных экологических последствий влияния использования одних природных ресурсов на другие.

Использование окружающей среды порождает проблемы, которые носят комплексный характер, затрагивают общие взаимосвязи всех природных ресурсов. Такие проблемы нельзя решить в рамках только земельного или горного, лесного либо водного права в силу специфики предметов их правового регулирования, ограниченных отдельными природными ресурсами.

К числу таких проблем относятся, прежде всего, проблема загрязнения окружающей среды, утилизации токсичных веществ, создание особо охраняемых природных территорий и др. Регулирование этих и многих иных вопросов входит в предмет права окружающей среды (экологическое право).

Взаимосвязь земельного права и экологического права (права окружающей среды) состоит в том, что в земельном праве содержатся нормы, предусматривающие специальные требования, обеспечивающие сохранение окружающей среды. К таким нормам относятся требования, предусматривающие ограничения изъятия сельскохозяйственных угодий, земель особо охраняемых природных территорий, земель, занятых лесами первой группы; определяющие порядок выбора мест размещения объектов и т.д. В свою очередь, законодательство об охране окружающей среды содержит многочисленные нормы, как общего, так и специального характера, реализация которых преследует цель обеспечения охраны земель от неблагоприятного антропогенного воздействия.

 

4. Система земельного права

 

Система земельного права - это совокупность правовых институтов, каждый из которых состоит из группы юридических норм, регулирующих однородные земельно-имущественные отношения, обладающие единством.

Система земельного права представляет собой сложное правовое явление, которое имеет свои закономерности формирования и тенденции развития. Характер и содержание системы земельного права определяются объективными закономерностями развития земельного законодательства как отрасли. Эти закономерности обусловливают характер классификации нормативного материала по соответствующим правовым институтам.

Систему земельного права составляют общая и особенная части.

Общая часть земельного права включает общие правила и нормы правового регулирования земельных отношений по использованию и охране земель. Институтами общей части земельного права являются: право собственности и иные вещные права на землю; предоставление, обмен, перераспределение, использование земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности; права на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков; управление в сфере охраны и использования земель; функции управления в сфере охраны и  использовании земель; правовая охрана земель; плата и оценка земли; ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель.

Особенная часть земельного права посвящается правовому режиму отдельных категорий земель. В зависимости от целевого назначения земель различаются семь категорий земель. В особенную часть земельного права включаются: правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; правовой режим земель населенных пунктов; правовой режим земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности, земли иного специального назначения; правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов; правовой режим земель лесного фонда; правовой режим земель водного фонда; правовой режим земель запаса. В особенную часть включаются нормы зон с особыми условиями использования территорий.





Комментариев нет:

Отправить комментарий