1. Понятие и состав земель
сельскохозяйственного назначения.
2. Право собственности и иные права на
земли сельскохозяйственного назначения.
3. Правовое регулирование оборота
земель сельскохозяйственного назначения.
4. Управление в сфере
использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения.
1. Понятие и состав
земель сельскохозяйственного назначения
Статья 77
Земельного Кодекса дает понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения, признавая таковыми земли,
расположенные за пределами населенных пунктов и имеющие целевое назначение
«использование для нужд сельского хозяйства».
В состав зон
сельскохозяйственного использования входят наиболее продуктивные земли:
- зоны
сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые
многолетними насаждениями (садами, виноградниками и др.);
- зоны,
занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для
ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного
хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения (см. п. п. 9, 10 ст. 35 ГрК).
Эта категория
земель - важная составляющая земельного фонда страны.
Правовое
регулирование таких земель осуществляется: нормами ЗК; ФЗ об обороте
сельскохозяйственных земель; ФЗ «О личном
подсобном хозяйстве»; ФЗ «О
садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»; ФЗ «О
крестьянском (фермерском) хозяйстве»; ФЗ от
29.12.2006 N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства и др.
Поскольку
земельное законодательство находится в совместном ведении, то многие субъекты
РФ принимают свои законы субъектах. Так, к примеру в Республике Дагестан
приняты:
- Закон Республики Дагестан от 29.12.2003
№ 45 «О земле»;
- Закон Республики Дагестан от
29.12.2003 № 46 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в
Республике Дагестан»;
- Закон Республики Дагестан от
09.10.1996 № 18 «О статусе земель отгонного животноводства в Республике
Дагестан»;
- Закон Республики Дагестан от
15.12.1998 № 25 «О мелиорации земель»;
- Закон Республики Дагестан от
29.11.2007 № 58 «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель
сельскохозяйственного назначения в Республике Дагестан».
- Постановление Правительства РД от
25.06.2014 № 288 «Об утверждении Порядка предоставления земельных участков из
земель отгонного животноводства, рассмотрения ходатайств о строительстве жилья
для работников организаций, осуществляющих деятельность в сфере отгонного
животноводства, производственных построек капитального характера и закладке
многолетних насаждений на землях отгонного животноводства»;
- Постановление Правительства РД от
24.04.2012 № 124 «Об установлении предельных максимальных цен работ по
подготовке проекта межевания земельного участка или земельных участков из
земель сельскохозяйственного назначения на территории Республики Дагестан»;
- Постановление Правительства РД от
27.12.2011 № 510 «Об утверждении удельных показателей кадастровой стоимости
земель сельскохозяйственного назначения и результатов государственной
кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения в Республике
Дагестан» и.т. д.
Как правило,
все земельные отношения, вытекающие из использования участков из земель
сельскохозяйственного назначения, регулируются ФЗ об обороте
сельскохозяйственных земель. Но в некоторых случаях этот Закон оставляет
регулирование ряда вопросов оборота на усмотрение субъекта РФ, более
осведомленного о состоянии земельного фонда в своем регионе (например, при
установлении минимальных и максимальных размеров земельных участков и др.).
Не
распространяется действие указанного Закона на
земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения
гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения
личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и
огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями и
сооружениями. Режим использования этих земельных участков регулируется ст. ст. 83 - 86 ЗК РФ.
Так, в
составах территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов,
могут включаться зоны сельскохозяйственного использования, а также зоны,
занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для
ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, садоводства,
животноводства и огородничества, развития объектов сельскохозяйственного
назначения. Поскольку такой участок находится в пределах городской черты, черты
поселка или сельского поселения, то он входит в состав земель поселений (см. ст. 83 ЗК),
несмотря на то, что на земельном участке выращивается сельскохозяйственная
продукция. В сельскохозяйственных целях
могут использоваться земельные участки на территории лесного фонда, в составе
земель транспорта (например, садовые участки вдоль железной дороги). Эти
земельные участки относятся к категории земель, на которых находятся.
В составе
земель сельскохозяйственного назначения могут находиться водоемы и лесопосадки
или участки, занятые хозяйственными постройками сельхозпредприятий, дорогами.
На них распространяется правовой режим соответствующей категории земель. Основную
часть земель сельскохозяйственного назначения составляют все же не исключения,
а сельскохозяйственные угодья, на которых возделывается сельскохозяйственная
продукция, являющаяся ценной, а отсюда и причина установления особого режима
предоставления, изъятия, использования.
В п. 2 статьи 77
Земельного Кодекса дается перечень состава земель сельхозназначения. Сюда
включаются сельскохозяйственные
угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными
насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия
негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными
объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для
производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Такие земли могут быть в составе земель
транспорта и земель лесного фонда.
В Республике Дагестан большая часть территории
занята землями сельскохозяйственного назначения, на долю которых приходится
86,5%. В России площадь земель сельскохозяйственного назначения составляет 403,
2 млн га.
2. Право собственности
и иные права на земли
сельскохозяйственного назначения
Субъекты прав на земли
сельскохозяйственного назначения
Земли данной категории могут использоваться на праве
собственности, праве пожизненного наследуемого владения земельным участком,
праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, праве аренды,
праве ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут), праве
безвозмездного пользования земельным участком. Эти земли могут находиться в
государственной, муниципальной и частной собственности.
В ст. 78 ЗК РФ перечислены лица, которые вправе
использовать земли сельскохозяйственного назначения. Причем в отношении других
категорий земель ЗК РФ не определяет круг субъектов, обладающих правом их
использовать. На первый взгляд цель определения круга таких лиц — закрепить
право на эти земли прежде всего за теми лицами, которые действительно будут
использовать их для занятия сельским хозяйством. Речь идет о гражданах, которые
ведут крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства,
садоводство, животноводство, огородничество; хозяйственных товариществах и
обществах, производственных кооперативах, иных коммерческих организациях и др.
Однако из содержания этой статьи следует, что правами на земли
сельскохозяйственного назначения могут обладать любые юридические лица. Это
обстоятельство не способствует решению задачи рационального использования и
охраны данных земель. Большие площади сельскохозяйственных угодий в настоящее
время заброшены, не используются, а их собственники озабочены только одной
проблемой: как перевести эти земли в состав земель населенных пунктов и
продать.
Между тем законодательство, которое действовало до
принятия Земельного кодекса РФ 2001 г., ограничивало круг лиц, которые могли
иметь права на земли сельскохозяйственного назначения. В первую очередь это
ограничение касалось юридических лиц. Правами на земли сельскохозяйственного
назначения могли обладать преимущественно сельскохозяйственные организации,
что было совершенно обоснованно.
Ограничены права иностранных граждан и юридических лиц
на земли сельскохозяйственного назначения. Статья 3 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного
назначения» не допускает возможности обладания этими лицами землями сельскохозяйственного
назначения на титуле собственности. Иностранные граждане, иностранные
юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном
(складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических
лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%, могут обладать земельными
участками из земель сельскохозяйственною назначения только на праве аренды.
Объекты прав на земли
сельскохозяйственного назначения
Объектами таких прав являются земли
сельскохозяйственного назначения как категория земель, земельные участки в
составе данной категории земель или их части. Специфика использования земель
сельскохозяйственного назначения обусловила необходимость законодательного
определения минимальных и максимальных размеров земельных участков в составе
земель этой категории.
Согласно ст. 4 Федерального закона «Об обороте земель
сельскохозяйственного назначения» минимальные размеры образуемых новых
земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть
установлены законами субъектов РФ в соответствии с требованиями земельного
законодательства. По общему правилу не допускается образование земельного
участка, который входит в состав искусственно орошаемых сельскохозяйственных
угодий и (или) осушаемых земель и размер которого меньше установленного
субъектами РФ минимального размера земельного участка для таких земель.
Максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, которые
расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в
собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица,
устанавливается законом субъекта РФ равным не менее 10% общей площади
сельскохозяйственных угодий, расположенных на указанной территории в момент
предоставления и (или) приобретения таких земельных участков. Законодательное
ограничение максимальной площади земельного участка имеет целью предотвратить
образование латифундий, сосредоточение в собственности одного лица больших
площадей сельхозугодий.
Земельная доля
Земельная
доля - нетипичный объект права. Прямые указания о ней отсутствовали не только в
ГК РСФСР 1964 года, но и в уже действовавшей первой
части ГК РФ.
В пункте
4 Указа Президента РФ от 7 марта 1996 г. № 337 дается широкий перечень сделок с
земельными долями: собственник земельной доли без согласия других участников
долевой собственности вправе:
-
передать земельную долю по наследству;
-
использовать земельную долю (с выделением земельного участка в натуре) для
ведения крестьянского (фермерского) и личного подсобного хозяйства;
-
продать земельную долю;
-
подарить земельную долю;
-
обменять земельную долю на имущественный пай или земельную долю в другом
хозяйстве;
-
передать земельную долю (с выделением земельного участка в натуре) в аренду
крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям,
гражданам для ведения личного подсобного хозяйства;
-
передать земельную долю на условиях договора ренты и пожизненного содержания;
- внести
земельную долю или право пользования этой долей в уставный капитал или паевой
фонд сельскохозяйственной организации".
Земельная доля (пай) в качестве суррогата права
собственности на землю использовалась как средство приватизации земель
сельскохозяйственного назначения в начале земельной реформы для упразднения
колхозов и совхозов. Земельные и имущественные доли (паи) определялись в
процессе реорганизации колхозов и государственных сельскохозяйственных
предприятий.
Федеральный закон «Об обороте земель
сельскохозяйственного назначения» закрепляет определение понятия «земельная
доля» (ст. 15). Земельная доля, права на которую возникли при приватизации
сельскохозяйственных угодий до вступления в силу этого Закона, является долей в
праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного
назначения. Размеры земельных долей определяются в виде простой правильной
дроби, в гектарах или баллах.
Владение, пользование и распоряжение земельным
участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой
собственности более чем пяти лиц, осуществляются в соответствии с решением
участников долевой собственности, которое принимается на их общем собрании (ст.
14 Закона).
Для
формирования оборота земель сельскохозяйственного назначения существенную роль
также сыграли Постановление
Правительства РФ от 1 февраля 1995 г. № 96 «О порядке осуществления прав
собственников земельных долей и имущественных паев» и Указ Президента
РФ от 7 марта 1996 г. N 337 «О реализации конституционных прав граждан на
землю».
Права и обязанности лиц,
использующих земли
сельскохозяйственного
назначения
Особенности содержания прав и обязанностей лиц,
которые используют земельные участки в составе данной категории земель,
определяются принадлежностью земельного участка к землям сельскохозяйственного
назначения, конкретным целевым назначением участка земли (вид
сельскохозяйственных угодий или вид «несельскохозяйственных земель») в составе
данной категории, а также в некоторых случаях нормами специальных законодательных
актов.
В ст. 40 - 42 ЗК РФ закреплены права и обязанности
лиц, которые используют земельные участки. Нормы данных статей имеют общий
характер, поэтому они применяются в отношении земель рассматриваемой категории
с учетом специфики ее правового режима.
Основные особенности содержания прав на земли
сельскохозяйственного назначения заключаются в следующем.
Во-первых, именно на лиц, использующих эти земли, в
первую очередь распространяются обязанности по охране земель как объекта
природы, сформулированные в ст. 13 ЗК РФ и Федеральном законе «О
государственном регулировании обеспечения плодородия земель
сельскохозяйственного назначения».
Во-вторых, согласно ст. 42 ЗК РФ земельные участки в
составе земель сельскохозяйственного назначения должны использоваться в
соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной
категории земель и разрешенным использованием. Пункт 2 ст. 260 ГК РФ
предусматривает, что пользование земельным участком, отнесенным к землям
сельскохозяйственного назначения, может осуществляться в пределах,
определяемых его целевым назначением. Это означает, что лицо, которое
использует земли сельскохозяйственного назначения, не имеет права по своему
усмотрению перевести пашню в пастбище или залежь и т. д. и наоборот. Пашня
должна использоваться только в качестве пашни, сенокос — в качестве сенокоса и
т. п. На сельскохозяйственных угодьях нельзя построить жилой дом или
какое-либо иное здание, строение и сооружение, на них нельзя выращивать лес,
вырыть пруд и проч.
Прекращение прав на земли
сельскохозяйственного назначения
Согласно ст. 5 Федерального закона «Об обороте земель
сельскохозяйственного назначения» в случае, если в собственности лица по
основаниям, допускаемым законом, оказались земельный участок из земель
сельскохозяйственного назначения или доля в праве общей собственности и это
влечет нарушение требований ст. 3 (о правах иностранных граждан, юридических
лиц и лиц без гражданства на земли сельскохозяйственного назначения) или п. 2
ст. 4 названного Закона (о максимальном размере общей площади сельхозугодий,
которые могут находиться в собственности), такие земельный участок (часть
земельного участка) или доля должны быть отчуждены собственником.
В случае отчуждения таких земельных участков или долей
субъекту РФ либо муниципальному образованию преимущественное право на
заключение договора аренды этих земельных участков или выделенных в счет
земельных долей земельных участков имеют лица, осуществляющие отчуждение этих
земельных участков или земельных долей. Определен порядок такого отчуждения
земельного участка.
Права на земли крестьянского
(фермерского) хозяйства
Федеральный закон «О крестьянском (фермерском)
хозяйстве» в ст. 1 определяет крестьянское (фермерское) хозяйство как
объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей
собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную
хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку
и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.
Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином. Фермерское
хозяйство ведет предпринимательскую деятельность без образования юридического
лица.
Согласно ст. 257 ГК РФ и ст. 6 указанного Закона в
состав имущества фермерского хозяйства могут входить земельный участок,
хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения,
продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и
оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое необходимое для
деятельности фермерского хозяйства имущество.
Важно отметить, что имущество (в том числе земельный
участок) фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной
собственности, если соглашением между ними не установлено иное. Члены
фермерского хозяйства сообща владеют и пользуются своим имуществом. Порядок
владения и пользования имуществом определяется соглашением, заключенным между
членами фермерского хозяйства.
Особенностью правового режима земель крестьянских (фермерских)
хозяйств является принцип неделимости земельного участка, закрепленный в
ст. 258 ГК РФ. Согласно ст. 9 Федерального закона «О крестьянском (фермерском)
хозяйстве» при выходе из фермерского хозяйства одного из его членов земельный
участок и средства производства фермерского хозяйства разделу не подлежат. В
этом случае гражданин имеет право на денежную компенсацию, соразмерную его
доле в праве общей собственности на имущество. При прекращении фермерского
хозяйства в связи с выходом из него всех его членов имущество хозяйства
подлежит разделу между его членами.
Личное подсобное хозяйство — это своеобразная форма
производства сельскохозяйственной продукции, имеющая характер личного
потребления. Такого рода деятельность не рассматривается как
предпринимательская и не облагается подоходным налогом. Ведение личного
подсобного хозяйства не имеет в качестве основной цели извлечение прибыли.
Доходы, получаемые от продажи продукции, используются для личного или
семейного потребления.
В ст. 2 Федерального закона «О личном подсобном
хозяйстве» приводится определение личного подсобного хозяйства. Это
форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке
сельскохозяйственной продукции. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином
или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно
осуществляющими с ним ведение хозяйства членами его семьи в целях
удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном или
приобретенном для данной цели.
Согласно ст. 3 данного Закона право на ведение личного
подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки
предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения такого хозяйства.
Следует особо отметить, что граждане вправе заниматься личным подсобным
хозяйством с момента государственной регистрации прав на земельный участок.
При этом регистрации самого хозяйства не требуется.
В личном подсобном хозяйстве используются земельный
участок, жилой дом, производственные, бытовые и иные здания, строения и
сооружения, в том числе теплицы, а также сельскохозяйственные животные, пчелы
и птица, сельскохозяйственная техника, инвентарь, оборудование, транспортные
средства и иное имущество, принадлежащее на праве собственности или ином праве
гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство.
Ведение личного подсобного хозяйства прекращается в
случае прекращения прав на земельный участок.
Существуют две основные правовые формы ведения
садоводства, огородничества и дачного хозяйства: коллективная и индивидуальная.
В рамках коллективной формы такой деятельности граждане могут создавать
садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие товарищества,
потребительские кооперативы либо некоммерческие партнерства (п. 1 ст. 4 Федерального
закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях
граждан»). В то же время законодательство допускает возможность вести
садоводство или огородничество в индивидуальном порядке (ст. 8 указанного
Закона).
Земельные участки для коллективного садоводства и
огородничества состоят из земель общего пользования и земель членов
некоммерческих объединении. К землям общего пользования относятся
земельные участки, занятые охранными зонами, дорогами, проездами, другими
сооружениями и объектами общего пользования.
В законодательстве определен порядок использования и
застройки территории садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого
объединения (ст. 32 указанного Закона). Использование и застройка территорий
этих объединений осуществляются на основе проектов организации и застройки
территории некоммерческого объединения. Разрабатываются такие проекты в
соответствии с установленными земельным и градостроительным законодательством
правилами землепользования и застройки, системой государственных
градостроительных нормативов и правил.
Проект организации и застройки территории
некоммерческого объединения составляется на основании ходатайства его правления.
Проект согласовывается с объединением, заказавшим данный проект, и утверждается
в двухнедельный срок органом местного самоуправления, на территории которого
выделен земельный участок. Возведение строений и сооружений в некоммерческом
объединении происходит в соответствии с проектом.
В законодательстве подробно определены земельные права
и обязанности членов садоводческого, огороднического и дачного
некоммерческого объединения.
Согласно ст. 18 Закона членами садоводческого,
огороднического и дачного некоммерческого товарищества (садоводческого,
огороднического или дачного некоммерческого партнерства) могут быть граждане
РФ, достигшие возраста 18 лет и имеющие земельные участки в границах такого
товарищества (партнерства). Членами садоводческого, огороднического и дачного потребительского
кооператива могут быть граждане РФ, достигшие возраста 16 лет и имеющие
земельные участки в границах такого кооператива. Членами садоводческого,
огороднического и дачного
некоммерческого объединения могут стать наследники членов садоводческого,
огороднического и дачного
некоммерческого объединения, в
том числе малолетние и несовершеннолетние, а также лица, к которым перешли
права на земельные участки в результате дарения или иных сделок с земельными
участками.
Иностранные граждане и лица без гражданства могут
стать членами садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих
объединений. Права иностранных граждан и лиц без гражданства на садовые,
огородные, дачные земельные участки определяются в соответствии с законодательством
РФ.
Как предусмотрено в ст. 19 Федерального закона «О
садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»,
член садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения
имеет право самостоятельно хозяйствовать на своем земельном участке в
соответствии с его разрешенным использованием; осуществлять в соответствии с
градостроительными, строительными, экологическими, санитарно-гигиеническими,
противопожарными и иными установленными требованиями (нормами, правилами и
нормативами) строительство и перестройку жилого строения, хозяйственных
строений и сооружений — на садовом земельном участке, некапитальных жилых
строений, хозяйственных строений и сооружений — на огородном земельном
участке; распоряжаться своим земельным участком и иным имуществом; и др.
Одновременно член садоводческого, огороднического,
дачного некоммерческого объединения обязан нести бремя содержания земельного
участка и бремя ответственности за нарушение законодательства; использовать
земельный участок в соответствии с его целевым назначением и разрешенным
использованием; не наносить ущерба земле как природному и хозяйственному
объекту; соблюдать агротехнические требования, установленные режимы, ограничения,
обременения, сервитуты; и др.
Права на земельный участок
сельскохозяйственных кооперативов
Вновь созданные сельскохозяйственные коммерческие
организации используют земли сельскохозяйственного назначения на праве
собственности и иных предусмотренных законодательством титулах. К их числу
относятся сельскохозяйственные кооперативы. Сельскохозяйственный кооператив
— организация, созданная сельскохозяйственными товаропроизводителями и
(или) ведущими личные подсобные хозяйства гражданами на основе добровольного
членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности,
основанной на объединении их имущественных паевых взносов в целях
удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива.
Сельскохозяйственный кооператив может быть создан в форме сельскохозяйственного
производственного кооператива или сельскохозяйственного потребительского
кооператива. Порядок создания и деятельности таких кооперативов, их права на
землю регулируются Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации».
Кооператив является юридическим лицом, и он вправе
иметь в собственности, покупать или иным образом приобретать, продавать,
закладывать и осуществлять другие вещные права на имущество и земельные
участки, в том числе переданные ему в виде паевого взноса в паевой фонд
кооператива (ст. 6 указанного Закона). Паевой взнос — это имущественный
взнос члена кооператива или ассоциированного члена кооператива в паевой фонд
кооператива деньгами, земельными участками, земельными и имущественными долями
либо иным имуществом или имущественными правами, имеющими денежную оценку.
Статья 18 данного Закона определяет условия возврата
пая выходящему члену кооператива. Выходящему члену кооператива паевой взнос
возвращается в порядке, установленном уставом. В соответствии с уставом
кооператива либо в соответствии с решением общего собрания членов кооператива
и с согласия лица, выходящего из кооператива, может быть предусмотрена выплата
стоимости паевого взноса в натуральной форме в виде земельного участка или
другого имущества кооператива.
Размер выдаваемого в счет пая земельного участка
определяется пропорционально размерам земельных угодий кооператива исходя из
размера паевого взноса выходящего члена кооператива и стоимости гектара земли,
в соответствии с которой земельный участок или земельная доля были засчитаны в
паевой взнос. Место нахождения земельного участка, выдаваемого выходящему
члену кооператива в счет его паевого взноса в соответствии с уставом кооператива
или решением общего собрания членов кооператива, устанавливается решением
правления кооператива.
3. Правовое
регулирование оборота земель
сельскохозяйственного
назначения
В статье 1 ФЗ «Об обороте
земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002
г. № 101-ФЗ установлены принципы оборота земель сельскохозяйственного
назначения:
1) сохранение целевого
использования земельных участков;
2) установление
максимального размера общей площади сельскохозяйственных угодий, которые
расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в
собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица;
3) преимущественное право
субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта
Российской Федерации, муниципального образования на покупку земельного участка
из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже, за исключением
случаев продажи с публичных торгов;
4) преимущественное право
других участников долевой собственности на земельный участок, находящийся в
долевой собственности, либо использующих этот земельный участок
сельскохозяйственной организации или гражданина - члена крестьянского
(фермерского) хозяйства на покупку доли в праве общей собственности на
земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения при возмездном
отчуждении такой доли участником долевой собственности;
5) установление
особенностей предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного
назначения иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам, лицам без
гражданства, а также юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале
которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без
гражданства составляет более 50%.
При продаже земельного
участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации
или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации,
муниципальное образование имеют преимущественное право покупки такого
земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев
продажи с публичных торгов.
Продавец земельного
участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в
письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта
Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской
Федерации, орган местного самоуправления о намерении продать земельный участок
с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до
истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет. Срок для
осуществления взаимных расчетов по таким сделкам не может быть более чем 90
дней.
В случае если субъект
Российской Федерации или в соответствии с законом субъекта Российской Федерации
муниципальное образование откажутся от покупки либо не уведомят в письменной
форме продавца о намерении приобрести продаваемый земельный участок в течение
30 дней со дня поступления извещения, продавец в течение года вправе продать
земельный участок третьему лицу по цене не ниже указанной в извещении цены.
В аренду могут быть
переданы прошедшие государственный кадастровый учет земельные участки из земель
сельскохозяйственного назначения, в том числе земельные участки, находящиеся в
долевой собственности.
В случае передачи в
аренду находящегося в долевой собственности земельного участка из земель
сельскохозяйственного назначения договор аренды такого земельного участка
заключается или с участниками долевой собственности, или с лицом, действующим
на основании доверенностей, выданных ему участниками долевой собственности и
удостоверенных должностным лицом органа местного самоуправления или
удостоверенных нотариально.
Договор аренды земельного
участка из земель сельскохозяйственного назначения может быть заключен на срок,
не превышающий 49 лет.
Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).
Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).
Сельскохозяйственные
угодья, предоставленные сельскохозяйственным организациям на праве постоянного
(бессрочного) пользования, в соответствии со ст. 28 Земельного кодекса
Российской Федерации могут предоставляться гражданам на праве общей
собственности бесплатно в случаях, предусмотренных законами субъектов
Российской Федерации.
Земельные участки,
находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и
юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на
возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными
законами и законами субъектов Российской Федерации.
Земельные участки из
земель сельскохозяйственного назначения, предоставленные религиозным
организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования, в соответствии со
ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации могут предоставляться
религиозным организациям в собственность бесплатно в случаях, предусмотренных
законами субъектов Российской Федерации.
Земельные участки из
земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или
муниципальной собственности, могут передаваться религиозным организациям
(объединениям), казачьим обществам, научно-исследовательским организациям,
образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных
малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации
для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития
традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных
народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, гражданам для
сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном ст. 34 Земельного
кодекса Российской Федерации.
Особенности совершения
сделок с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель
сельскохозяйственного назначения.
Земельная доля, полученная при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу настоящего Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Земельная доля, полученная при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу настоящего Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
К сделкам, совершаемым с
долями в праве общей собственности на земельный участок из земель
сельскохозяйственного назначения, применяются правила Гражданского кодекса
Российской Федерации. В случае если число участников долевой собственности на
земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения превышает пять,
правила Гражданского кодекса Российской Федерации применяются с учетом
особенностей, установленных Законом "Об обороте".
Без выделения земельного
участка в счет земельной доли такой участник долевой собственности по своему
усмотрению вправе завещать свою земельную долю, внести ее в уставный
(складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный
участок, находящийся в долевой собственности, или передать свою земельную долю
в доверительное управление либо продать или подарить ее другому участнику
долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину
- члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок,
находящийся в долевой собственности. Участник долевой собственности вправе
распорядиться земельной долей по своему усмотрению иным образом только после
выделения земельного участка в счет земельной доли.
Передача земельной доли в
уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей
земельный участок, находящийся в долевой собственности, в доверительное
управление, завещание или выделение земельного участка в счет земельной доли
осуществляются на основании документов, удостоверяющих право на земельную долю,
без государственной регистрации возникшего в результате приватизации
сельскохозяйственных угодий права на земельную долю.
В случае если участник
долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного
назначения продает свою земельную долю без выделения земельного участка в счет
своей земельной доли другому участнику долевой собственности, а также
сельскохозяйственной организации или гражданину - члену крестьянского
(фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой
собственности, извещать других участников долевой собственности о намерении продать
свою земельную долю не требуется.
Предусмотренные сделки с
земельными долями могут осуществляться на основании доверенности, выданной
участником долевой собственности другому участнику долевой собственности или
иному лицу и удостоверенной должностным лицом органа местного самоуправления
или удостоверенной нотариально.
Участник или участники
долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного
назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или
своих земельных долей для создания либо расширения личного подсобного хозяйства
или крестьянского (фермерского) хозяйства, а также для передачи земельного
участка в аренду или распоряжения им иным образом.
Местоположение земельного
участка, выделяемого в счет земельной доли, определяется участником долевой
собственности в соответствии с решением общего собрания участников долевой
собственности при утверждении местоположения части находящегося в долевой
собственности земельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном
порядке земельных участков в счет земельных долей.
Образование земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, осуществляется на основании этого решения общего собрания участников долевой собственности.
Образование земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, осуществляется на основании этого решения общего собрания участников долевой собственности.
В случае если общее
собрание участников долевой собственности не утвердило местоположение части
находящегося в долевой собственности земельного участка, предназначенной для
выделения в первоочередном порядке земельных участков в счет земельных долей,
участник долевой собственности на земельный участок из земель
сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме о своем
намерении выделить земельный участок в счет своей земельной доли остальных
участников долевой собственности или опубликовать сообщение в средствах массовой
информации, определенных субъектом Российской Федерации, с указанием
предполагаемого местоположения выделяемого в счет своей земельной доли
земельного участка.
Размер земельного
участка, выделяемого в счет земельной доли, определяется на основании данных,
указанных в документах, удостоверяющих право на земельную долю. При этом
участник долевой собственности на земельный участок из земель
сельскохозяйственного назначения вправе выделить в счет своей земельной доли
земельный участок, площадь которого больше или меньше площади, указанной в
документах, удостоверяющих право на земельную долю, если увеличение или
уменьшение площади образуемого земельного участка осуществляется в пределах
кадастровой стоимости, установленной для сельскохозяйственных угодий, в границах
которых образуется данный земельный участок.
В случае если в течение
30 дней со дня надлежащего уведомления участников долевой собственности на
земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения не поступят
возражения относительно местоположения выделяемого в счет земельной доли
земельного участка от участников долевой собственности, предложение о
местоположении такого земельного участка считается согласованным. Данные
возражения должны быть обоснованными.
Споры о местоположении
выделяемого земельного участка разрешаются участниками долевой собственности с
использованием согласительных процедур, порядок проведения которых
устанавливается субъектом Российской Федерации.
В случае не достижения
согласованного решения споры о местоположении выделяемого земельного участка
рассматриваются в суде.
Земельные доли, собственники которых не распоряжались ими в течение трех и более лет с момента приобретения прав на земельную долю (невостребованные земельные доли), подлежат выделению в земельный участок, в состав которого в первую очередь включаются неиспользуемые земельные участки и земельные участки худшего качества с их оценкой по кадастровой стоимости.
Земельные доли, собственники которых не распоряжались ими в течение трех и более лет с момента приобретения прав на земельную долю (невостребованные земельные доли), подлежат выделению в земельный участок, в состав которого в первую очередь включаются неиспользуемые земельные участки и земельные участки худшего качества с их оценкой по кадастровой стоимости.
Образование этого
земельного участка осуществляется на основании соответствующего решения
субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта
Российской Федерации, на основании соответствующего решения муниципального
образования.
Общее собрание участников долевой собственности вправе принять решение об определении местоположения части находящегося в долевой собственности земельного участка, площадь которой равна сумме площадей невостребованных земельных долей.
Общее собрание участников долевой собственности вправе принять решение об определении местоположения части находящегося в долевой собственности земельного участка, площадь которой равна сумме площадей невостребованных земельных долей.
Сообщение о
невостребованных земельных долях с указанием их собственников опубликовывается
в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.
Субъект Российской
Федерации, в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации,
муниципальное образование вправе направить в суд заявление о признании права
собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на
этот земельный участок.
Решение о порядке
владения и пользования земельным участком, находящимся в долевой собственности,
принимается общим собранием участников долевой собственности.
Участники долевой
собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения о
проведении общего собрания участников долевой собственности не позднее чем за
30 дней до дня его проведения уведомляются в письменной форме (почтовые
открытки, письма) и посредством размещения соответствующих объявлений на
информационных щитах, расположенных на территории муниципального образования по
месту нахождения земельного участка, находящегося в долевой собственности, или
опубликования сообщения в средствах массовой информации, определенных субъектом
Российской Федерации.
Общее собрание участников долевой собственности проводится по предложению сельскохозяйственной организации, использующей этот земельный участок, или по предложению участника долевой собственности на этот земельный участок. Орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться к сельскохозяйственной организации, использующей этот земельный участок, с предложением о созыве общего собрания участников долевой собственности на земельный участок.
Общее собрание участников долевой собственности проводится по предложению сельскохозяйственной организации, использующей этот земельный участок, или по предложению участника долевой собственности на этот земельный участок. Орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться к сельскохозяйственной организации, использующей этот земельный участок, с предложением о созыве общего собрания участников долевой собственности на земельный участок.
Решением общего собрания
участников долевой собственности определяются:
- условия передачи
земельного участка, находящегося в долевой собственности, в аренду, уставный
(складочный) капитал или доверительное управление;
- местоположение части
находящегося в долевой собственности земельного участка, в границах которой в
первоочередном порядке выделяются земельные участки в счет земельных долей;
- местоположение части
находящегося в долевой собственности земельного участка, в границах которой
находятся невостребованные земельные доли;
- местоположение части
находящегося в долевой собственности земельного участка, в границах которой
выделяются земельные участки в счет земельных долей для передачи таких
земельных участков в аренду;
- местоположение части
находящегося в долевой собственности земельного участка, в границах которой
выделяются земельные участки в счет земельных долей для передачи таких
земельных участков в уставный (складочный) капитал;
- местоположение части
находящегося в долевой собственности земельного участка, в границах которой
выделяются земельные участки в счет земельных долей для передачи таких
земельных участков в доверительное управление.
Аренда, купля-продажа или
другая сделка с земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения,
находящимся в долевой собственности, совершается или участниками долевой
собственности, или лицом, действующим на основании доверенностей, выданных ему
участниками долевой собственности.
В случае если согласие участников
долевой собственности на совершение указанной сделки не достигнуто, часть
участников долевой собственности, выразивших несогласие с совершением указанной
сделки, вправе выделить земельный участок (или земельные участки) в счет своих
долей с соблюдением правил и распорядиться выделенным земельным участком по
своему усмотрению.
4. Управление в сфере
использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения
Перевод земель сельскохозяйственного назначения в иные категории земель
Статья 7 Федерального закона «О переводе земель или
земельных участков из одной категории в другую» содержит перечень оснований
перевода сельскохозяйственных угодий в другую категорию земель. Такой перевод,
как сказано в этом Законе, допускается в исключительных случаях. В
действительности же подобная практика стала обыденной, особенно вблизи крупных
городов, когда земли этой категории переводятся в состав земель населенных
пунктов для застройки.
Перевод допускается в случаях, которые связаны с
консервацией земель; созданием особо охраняемых природных территорий или
отнесением земельных участков к землям природоохранного, историко-культурного,
рекреационного и иного особо ценного назначения; установлением или изменением
черты населенных пунктов; размещением промышленных объектов на землях, кадастровая
стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по
муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными
несельскохозяйственными нуждами при отсутствии других вариантов размещения
этих объектов, за некоторыми исключениями.
Перевод допускается, когда непригодные для ведения
сельскохозяйственного производства сельскохозяйственные угодья включаются в
состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса; когда
возникает необходимость строительства дорог, линий электропередачи, линий
связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и
иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений
(линейных объектов) при наличии утвержденного в установленном порядке проекта
рекультивации сельскохозяйственных угодий, предоставляемых на период
строительства линейных объектов.
Перевод может быть необходим в связи с выполнением
международных обязательств Российской Федерации, обеспечением обороны страны и
безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения
соответствующих объектов; добычей полезных ископаемых при наличии
утвержденного проекта рекультивации земель; размещением объектов социального,
коммунально-бытового назначения, здравоохранения, образования при отсутствии
иных вариантов размещения этих объектов.
Перевод сельскохозяйственных угодий из земель
сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на 50% и более
превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району
(городскому округу), и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий в
другую категорию по общему правилу не допускается, за некоторыми исключениями.
Предоставление земель
сельскохозяйственного назначения
Порядок предоставления земельных участков из состава
данной категории земель регулируется общими нормами ст. 81, 82 ЗК РФ, Федеральным
законом «Об
обороте земель сельскохозяйственного назначения», другими федеральными
законами, а также законами субъектов РФ. Предварительное согласование места
размещения объекта не проводится в случае предоставления земельного участка
для нужд сельскохозяйственного производства либо гражданину для ведения
личного подсобного хозяйства (п. 11 ст. 30 ЗК РФ).
В соответствии со ст. 10 Федерального закона «Об
обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельные участки из земель
сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или
муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в
собственность на торгах (конкурсах, аукционах).
Передача в аренду находящихся в государственной или
муниципальной собственности земельных участков осуществляется в порядке,
установленном ст. 34 ЗК РФ, в случае, если имеется только одно заявление о
передаче земельных участков в аренду, при условии предварительного и
заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой
передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом
РФ. Принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при
условии, если в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили
иные заявления. Если подано два заявления и более, то земельные участки
предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах). Организация и
проведение торгов (конкурсов, аукционов) осуществляются в соответствии со ст.
38 3 КРФ.
Переданный в аренду гражданину или юридическому лицу
земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по
рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной
законом субъекта РФ, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды
при условии надлежащего использования этого земельного участка.
Решение о предоставлении земельного участка в
собственность или об отказе в его предоставлении должно быть принято в течение
30 дней со дня подачи арендатором заявления в письменной форме в исполнительный
орган государственной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления.
Сельскохозяйственные угодья, предоставленные
сельскохозяйственным организациям на праве постоянного (бессрочного)
пользования, в соответствии со ст. 28 ЗК РФ могут предоставляться гражданам на
праве общей собственности бесплатно в случаях, предусмотренных законами
субъектов РФ. Перечень категорий граждан, имеющих право на получение земельной
доли, и порядок определения размера земельной доли устанавливаются законом
субъекта РФ.
Земельные участки, находящиеся в фонде
перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в
аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или
безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами
субъектов РФ.
Земли сельскохозяйственного назначения,
предоставленные религиозным организациям на праве постоянного (бессрочного)
пользования, могут передаваться этим организациям в собственность бесплатно в
случаях, предусмотренных законами субъектов РФ.
В целях перераспределения земель для сельскохозяйственного
производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных
подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества,
сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения
создается фонд перераспределения земель (ст. 80 3К РФ).
Фонд перераспределения земель формируется за счет
земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в
этот фонд при добровольном отказе от земельного участка; если нет наследников
ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из наследников не принял
наследство, либо все наследники лишены завещателем наследства, либо наследник
отказался от наследства в пользу государства или отказался от наследства без
указания, в пользу кого он отказывается от наследства; при принудительном
изъятии земельного участка в случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными
законами.
Предоставление земельных
участков для ведения
крестьянского (фермерского)
хозяйства
В настоящее время действует следующий
порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения для организации
крестьянских (фермерских) хозяйств. Лицо, желающее вести крестьянское
хозяйство, может претендовать на земельный участок лишь в том случае, если оно
удовлетворяет требованиям, установленным в ст. 3 Федерального закона "О крестьянском
(фермерском) хозяйстве".
Право на создание фермерского хозяйства
имеют дееспособные граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.
Членами фермерского хозяйства могут быть супруги, их родители, дети, братья,
сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем
из трех семей. Дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяйства могут
быть приняты в члены фермерского хозяйства по достижении ими 16 лет. Членами
хозяйства могут быть также граждане, не состоящие в родстве с главой
фермерского хозяйства. Максимальное количество таких граждан не может превышать
пяти человек.
Граждане, изъявившие желание создать
фермерское хозяйство, заключают между собой соглашение. В случае создания
фермерского хозяйства одним гражданином заключение соглашения не требуется.
Чтобы получить землю для организации
крестьянского хозяйства следует соблюсти следующие условия. В соответствии со ст. 11 названного Закона для создания
фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и
приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Для
строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления
деятельности фермерского хозяйства, могут предоставляться и приобретаться
земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных
категорий. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания
фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, формируются в соответствии
с земельным законодательством РФ. Статья 12 названного Закона предусматривает, что
граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из
земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или
муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления
его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или
орган местного самоуправления заявления. В заявлении должны быть указаны цель
использования земельных участков (создание, осуществление деятельности
фермерского хозяйства, его расширение), испрашиваемое право на предоставляемые
земельные участки (в собственность или аренду), условия предоставления
земельных участков в собственность (за плату или бесплатно), срок аренды
земельных участков, обоснование размеров предоставляемых земельных участков
(число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства) и
предполагаемое местоположение земельных участков. К заявлению прилагается
соглашение о создании фермерского хозяйства.
Орган местного самоуправления на
основании заявления или обращения исполнительного органа государственной власти
с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных
заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения
земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей
территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого
земельного участка работ, в результате которых обеспечивается подготовка
документов, содержащих необходимые для осуществления государственного
кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с
заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого
земельного участка.
Исполнительный орган государственной
власти или орган местного самоуправления в течение 14 дней со дня представления
кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о
предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно
либо в аренду заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением
кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи или
аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или
расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня
принятия указанного решения.
Решение исполнительного органа
государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в
предоставлении земельного участка для создания фермерского хозяйства и
осуществления его деятельности может быть оспорено в судебном порядке.
Минимальные размеры земельных участков
не устанавливаются для фермерских хозяйств, основной деятельностью которых
являются садоводство, овощеводство защищенного грунта, цветоводство,
виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, рыбоводство или
другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по
технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее
минимальных размеров земельных участков, установленных законами субъектов
Федерации.
Статья 13 Федерального закона "О
крестьянском (фермерском) хозяйстве" допускает возможность выдела
земельного участка в счет земельной доли, возникшей в результате приватизации
сельскохозяйственных угодий для создания фермерского хозяйства. Так, гражданин,
являющийся участником общей долевой собственности на земельный участок из
земель сельскохозяйственного назначения, имеет право требовать выдела
земельного участка в счет земельной доли, возникшей при приватизации
сельскохозяйственных угодий до вступления в силу Федерального закона "Об обороте земель
сельскохозяйственного назначения", для создания или расширения фермерского
хозяйства. Условия и порядок выдела земельного участка определяются в
соответствии с Федеральным законом "Об обороте земель
сельскохозяйственного назначения".
Предоставление земельных
участков для личного подсобного хозяйства
В законодательстве определен порядок
предоставления земельных участков для личного подсобного хозяйства. Земельные
участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для
ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые
зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях при
условии наличия свободных участков (п. 3 ст. 3 Федерального закона "О личном
подсобном хозяйстве").
Особенность правового режима земельных
участков для ведения личного подсобного хозяйства заключается в том, что для
ведения хозяйства могут использоваться земельный участок в черте поселений
(приусадебный земельный участок) и земельный участок за чертой поселений
(полевой земельный участок).
Приусадебный земельный участок
используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для
возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений,
сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных,
экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и
нормативов. Полевой земельный участок должен использоваться исключительно для
производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий
и строений. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков,
предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или
муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства,
устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном земельным
законодательством. Максимальный размер общей площади земельных участков,
которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве
у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается законом субъекта
РФ. Часть земельных участков, площадь которых превышает указанный максимальный
размер, должна быть отчуждена гражданами, у которых находятся эти земельные
участки, в течение года со дня возникновения прав на эти земельные участки,
либо в этот срок должна быть осуществлена государственная регистрация указанных
граждан в качестве индивидуальных предпринимателей или государственная
регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства.
Предоставление земельных
участков для садоводческих,
огороднических и дачных
некоммерческих организаций
ФЗ «О
садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»
достаточно подробно регламентирует вопросы предоставления земли таким объединениям
- в той мере, в какой он не противоречит ЗК и другому
новейшему законодательству.
Обязанность
обеспечивать граждан земельными участками для ведения садоводства,
огородничества и дачного строительства лежит на органах местного
самоуправления. Они определяют потребность в земельных участках для создания
соответствующих объединений путем приема заявлений от граждан и составления
списков желающих участвовать в таких объединениях. Гражданину может быть
отказано в предоставлении садового, огородного или дачного участка, только если
он уже получал бесплатно участок под указанные цели и совершил сделку по его
отчуждению (продал, подарил) или если он имеет такой участок (на любом праве) и
предоставление еще одного участка приведет к превышению установленных
предельных норм предоставления земельных участков.
Предоставление
в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их
объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в
государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения
торгов. Участки могут предоставляться за плату или бесплатно - это определяется
федеральными законами и законами субъектов РФ, однако земельные участки,
относящиеся к имуществу общего пользования, подлежат передаче в собственность
садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в любом
случае бесплатно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий